Мы в лицах

Ирина Бембель. По следам двух выставок, или Почему исчез архитектурный дискурс?

По следам двух выставок, или Почему исчез архитектурный дискурс?

Текст: Ирина Бембель

За минувший год в Мраморном зале Российского музея этнографии прошла не одна, а две архитектурные выставки. Помимо традиционной биеннале «Архитектура Петербурга» (февраль 2019), в октябре – ноябре прошлого года состоялась выставка «Архитектурный ресурс Петербурга». Её организаторами стали Ассоциация архитекторов «Архсоюз Капитель», Санкт-Петербургский союз архитекторов и Всемирный клуб петербуржцев. Оба события вновь обозначили привычный уже дисбаланс в информационном поле. С одной стороны, архитектура продолжает живо волновать и СМИ и горожан, в особенности её охранные и социально-градостроительные аспекты. Именно в этом направлении, как всегда, сплеча высказался о биеннале «Архитектура Петербурга» Михаил Золотоносов. Но профессиональная аналитика, профессиональная дискуссия собственно об архитектуре практически отсутствует.

Последнее обстоятельство побудило меня, одного из организаторов «Архитектурного ресурса», поразмышлять на эту тему, хотя изначально такого плана не было – как-никак, а в этой ситуации я выгляжу лицом «заинтересованным». И всё же попробую, определив свои задачи следующим образом: первое – сопоставить общие концепции, что особенно важно для нашей выставки как мероприятия нового, дебютного. И второе – показать на характерных примерах работ коллег из ОАМ, почему аналитик сталкивается сегодня с трудноразрешимой задачей. Хочу подчеркнуть, что я не ставила перед собой задачу последовательного разбора всех работ: цель статьи – выявить проблему.

Итак, сначала о выставочных концепциях. Устроив выставку на обжитой нашими коллегами-оамовцами площадке, мы хотели в первую очередь показать, что «архитектура Петербурга» не исчерпывается деятельностью ОАМ, сколь бы активной и успешной ни была эта деятельность. Единое пространство лишь лучше выявляло наши особенности. Одной из них было то, что наша выставка была открытой, а условия экспонирования абсолютно равными для организаторов и приглашённых участников.

Кроме того, наряду с привычными стендами мастерских мы устроили несколько тематических экспозиций, обозначив те направления, идеи, жанры, которые особенно привлекают наше внимание и кажутся нам «точками роста» в трудное кризисное время. Центральной во всех смыслах стала у нас экспозиция храмового зодчества – активно возрождаемый и уникальный по своим архитектурным и градостроительным возможностям жанр архитектуры. С ней соседствовала скульптурная экспозиция, а также небольшая выставка архитектурной графики: все они связаны, как и храмовое зодчество, с важной для нас темой синтеза искусств.

Помимо этого, мы устроили выставку школьных и студенческих архитектурных проектов, затронув тему непрерывного архитектурного образования. Тема эта негромкая, не «манифестная», но реально важная для будущего архитектуры.

Участие в нашей экспозиции и деловой программе московских архитекторов Михаила Филиппова и Михаила Белова напоминало о вечной классической альтернативе-константе архитектурного развития. Практически все экспозиционные темы имели продолжение на круглых столах и лекциях (об этом я подробно написала в одном из номеров «Архитектурного Петербурга»). Красивым завершением программы стала клаузура для студентов архитектурных вузов под руководством Михаила Филиппова.

Устроители «Архитектуры Петербурга – 2019» остались верными своему амплуа: это был творческий отчёт членов ОАМ за прошедшие два года. Нижнюю оамовскую экспозицию дополняли выставленные наверху проекты приглашённых архитекторов и студентов; некоторые из них участвовали и в нашем мероприятии.

Кроме того, по инициативе мастерских Futura-Architects и Yusupov Architects была устроена параллельная выставка авторских инсталляций и архитектурной графики «Манифест» в креативном пространстве «Голицын Лофт». Выставки такого рода можно только приветствовать, однако сам жанр манифеста, на мой взгляд, безнадёжно устарел, поскольку из-за обилия громких деклараций слово сегодня совершенно обесценилось, а привыкший к «пощёчинам» общественный вкус потерял всякую чувствительность… (Полную версию статьи читайте в бумажной версии журнала)