Мы в лицах

М.Е. Маевская. Визуальная образность небоскребов нового века

На протяжении более чем вековой истории развития небоскреба как самостоятельной архитектурной типологии подобные сооружения брали на себя все более заметную роль в городском пространстве. Постепенно небоскреб заменил главные городские вертикали прошлого городской культуры западного мира – соборы. Новые принципы постановки высотных построек заменили привычную модель формирования высотных акцентов городской ткани. Вертикали модернистского города более не завершали перспективы рядовой застройки улиц, державшей визуальный каркас европейской модели города от Средневековья до конца XIX века. Высотные башни новейшего времени стали инструментом формирования образа города в макромасштабе, создающем неповторимый и узнаваемый скайлайн каждого из них. И разные регионы по-своему интерпретируют возможности компьютерных технологий при создании новых визуальных доминант. Сегодня сложение уникального образа города опирается на неповторимость и узнаваемость отдельных силуэтов башен, где баланс традиционной и интернациональной составляющей может значительно отличаться. В свою очередь, сочетание этих разнородных вертикалей и создает новое лицо современного города.
Но если в ХХ веке запоминающийся облик новых городских вертикалей создавался еще вполне привычными чисто архитектурными средствами – своеобразной формой и силуэтом завершения, ритмом фасадных элементов, единожды утвержденных архитектором и воплощенным согласно утвержденному проекту, то в XXI веке подход к моделированию образа городских вертикалей существенно изменился. Возможности цифровых технологий и их повсеместное распространение подарили современному городскому пространству понятие «медийности», в рамках которого и сам город, и его элементы стали ориентироваться на изменчивость и сиюминутность восприятия архитектуры и городского контекста в целом.
В этом новейшем пространстве города цифровой эпохи небоскребы стали удобным и востребованным структурным элементом, позволяющим эффективно ретранслировать многочисленные визуальные образы в новом масштабе. Огромные медиаэкраны и полноценные медиафасады-оболочки, передающие практически любой визуальный контент в круглосуточном режиме, стали инновационным инструментом формирования образности архитектурной среды. В результате, в новом веке определяющими оказались не столько традиционные архитектурные параметры сооружения, сколько его способность менять свой облик и ретранслировать подсказанные программой видеообразы. Подобная новая городская реальность заметно отразилась и на характере архитектуры новых небоскребов, и на образности городского пространства в целом.

Маевская М.Е., ст.н.с. НИИТИАГ, профессор Международной академии архитектуры