Мы в лицах

Christian Toson. Пьер Луиджи Нерви в СССР. Проблемы монументальности

Пьер Луиджи Нерви обращался к монументальности, но при этом использовал необычный подход. В инженерном институте в Болонье, где он учился, предметом исследований было прагматичное использование традиционной и современной техники: проблемы архитектуры всегда были на втором плане. Только после проектов для ЭУР в Риме в 1942, Нерви начинает проектировать с учетом эстетических и в том числе монументальных свойств бетонных конструкций. Однако в своих книгах Costruire correttamente (Строить правильно), Scienza o arte del costruire? (Наука или строительное искусство?), он никогда не обращался открыто к данной теме. В 50-х – 60-х годах он становится одним из самых популярных инженеров-архитекторов-строителей в мире. В Советском Союзе его статьи и изображения работ (например, сооружение для Олимпийских игр в Риме, небоскрёб Пирелли в Милане) быстро становятся популярными.
Советские архитекторы, в контексте больших изменений архитектурной и строительной практики времен Хрущёва, считали работы П.Л. Нерви очень полезными в рамках использования новых принципов формообразования. Однако зачастую борьба против стиля и «излишеств» приводила к противоречиям между Нерви и советскими зодчими. Этот доклад посвящен сложным взаимоотношениям между строительством, инженерной наукой и архитектурой в практике Нерви и изучавших его работы советских архитекторов, а также о спорах на эту тему теоретиков СССР и Италии в 1950-х – 60-х гг.

Christian Toson, архитектор, аспирант истории архитектуры в IUAV Университет Венеции, редактор научного журнала «La Rivista di Engramma» (Италия).