Мы в лицах

Текст: Алексей Шолохов


Осенью прошлого года в столице Эстонии, прошла Таллинская архитектурная биеннале – международный фестиваль, который демонстрирует современную архитектурную культуру прибалтийских стран, с каждым годом набирая всё большую популярность. Незадолго до этого TAB получил престижную награду Eвропейской ассоциации культурных фестивалей, попав в первую четверть её топ-листа более чем из семисот номинантов. Куратором прошедшей биеннале была архитектор, известный английский городской дизайнер и эколог Клаудиа Пасскеро, соучредитель школы Ecologistudio и директор городской лаборатории в архитектурной школе «Бартлетт». Именно Клаудиа предложила название фестиваля, ставшее его главной темой.

В рамках биеннале художники и архитекторы должны были предложить проектные решения для конкретной части города Таллина – полуострова Пальяссааре, расположенного в северной части города, в котором проживает всего пятьсот человек.

Я встретился с известным эстонским архитектором Раулем Яргом, директором архитектурного центра Таллина и директором Таллинской архитектурной биеннале.


А.Ш. Рауль, мы рады приветствовать вас от имени читателей журнала «Капитель». Скажите, пожалуйста, программа последней биеннале серьёзно отличалась от предыдущих концепций фестиваля?

Р.Я. Раз в два года в Таллине мы собираемся специально, чтобы обсудить новую тему. Но не всегда у нас такой замечательный куратор, как Клаудиа Паскеро. Она приехала для того, чтобы увидеть новую концепцию для Таллина. Осеннее мероприятие серьёзно отличалось от предыдущих концепций. У нас это уже четвёртый фестиваль, и в этот раз впервые у нас иностранный куратор. Именно она и решила поставить вместе тему природы и городского развития. Она работает и как художник, и как руководитель в архитектурном бюро. Многие учёные предлагают сейчас своё видение этой темы. Поэтому я очень рад, что появилась Клаудиа. Мы с ней ещё год назад выбирали темы для этого фестиваля. У нас всегда есть возможность выбора наших руководителей, кураторов, и именно сейчас был предложен международный конкурс, чему я очень рад.

А.Ш. Скажите, пожалуйста, выставка архитектурных школ – это новая часть вашего фестиваля?

Р.Я. Да, у нас теперь есть около десяти школ из Эстонии, которые включены в состав конкурсной программы. Надеемся, в следующий раз будем с удовольствием встречать и школы из России. Также у нас есть несколько компаний, которые ведут свою учебную тему. Многие из них особенно популярны среди молодёжи.

А.Ш. В конкурсе участвуют не только документальные, но и художественные фильмы?

Р.Я. Действительно, и на выставке в Музее архитектуры, и в новом комплексе рядом с Балтийским вокзалом организуются новые мероприятия, связанные с дискуссионной площадкой и с возможностью просмотра архитектурных фильмов. Там есть и художественные фильмы, хотя в основном в программе, конечно, документальное кино.

А.Ш. Связать природу и городское развитие – это случайная или закономерная идея?

Р.Я. Эта тема, конечно, появилась не случайно. Она актуальна сегодня для многих городов. Актуальна для Петербурга. Важна она и для Таллина.

А.Ш. Тема биеннале действительно пересекается с реальной ситуацией в Таллине?

Р.Я. Конечно же. Вопросы актуального градостроительства Таллина очень важны для нас. Какой характер развития может быть в ближайшее время у города? Наверное, так же, как и наших петербургских коллег, нас волнует градостроительное будущее нашего мегаполиса. И мы хотим, прежде всего, чтобы наш город был зелёным. Это, как вы видите, и отразилось в девизе фестиваля.

А.Ш. Какие официальные языки у нынешнего фестиваля?

Р.Я. Официальный язык нашего фестиваля – эстонский. Второй язык – английский. А вот совсем недалеко от Петербурга, в Нарве, мероприятия города-спутника фестиваля проходили на русском языке. На наши мероприятия приходят многие жители Таллина. Много есть гостей, в том числе и из России. Хотя в следующий раз, надеемся, их будет больше. И сейчас они увидели, что архитектура – не такая уж «привилегированная дама». Дискуссия устраивается для всех, что и нужно, на мой взгляд, для современного фестиваля. Чтобы у участников было не только своё мнение, но и возможность видеть весь спектр точек зрения в свободной дискуссии.

А.Ш. Вам наверняка случалось бывать на аналогичных фестивалях, какие из них наиболее запомнились? Какие вы можете вспомнить с белой завистью?

Р.Я. Конечно, наиболее известна для меня Венецианская архитектурная биеннале, с белой завистью вспоминаю именно её. Но венецианский фестиваль уже очень известный и пожилой. Мы же только начали играть в эту игру. Поэтому, наверное, у нас к самим себе больше требований и амбиций. Кроме того, у нас прекрасные отношения с властями города. У нас очень молодая и креативная команда, и нет вопросов по взаимодействию, как между собой, так и с властями города. Очень надеюсь также, что все петербуржцы, посетившие наш фестиваль, и сейчас, и в будущем останутся довольны.