Мы в лицах

Le Torri di Sarri, или Обсуждаем Приморский квартал

Недалеко от метро «Пионерская» выросли три высокие башни, сразу привлекающие взгляд своей несколько «романтической», круглой в плане формой. Они стали главной доминантой нового жилого комплекса «Приморский квартал». У квартала удачная локация: рядом метро, Удельный парк. Дополнительный магнит – сквер на месте дуэли Пушкина совсем рядом с жилым комплексом. Автор проекта нового ЖК Михаил Сарри – один из тех, кто стремится вернуть «миф» в массовую архитектуру. Не путём прямой стилизации или отстранённой постмодернистской игры, а на основе весьма опосредованных исторических аллюзий, вносящих в прозаический спальный контекст обобщённые знаки классической культуры. Такими поисками отмечен, в частности, ЖК на Богатырском проспекте, эту же линию поддерживает и возникающий у Коломяжского проспекта «Приморский квартал». На новую постройку живо отреагировали коллеги Михаила Сарри по цеху. Но сначала рассказ самого автора.
Жилой комплекс «Приморский квартал»
Адрес:
Санкт-Петербург, Приморский район,
Коломяжский проспект, д.13, литера А
Застройщик: ООО «Мегалит – Охта Групп»
Проектировщик: ОАО «ЛенНИИПроект»
Авторский коллектив:
Архитекторы: М.В. Сарри (руководитель проекта), А.Г. Барановский, К.В. Павлов,
при участии О.П. Николаевой, Ф.С. Подвашецкого, Е.К. Вишни, Н.В. Поляковой, Н.С. Филатовой
Инженеры: Н.И. Джавадова, Л.В. Савченко
Конструкторы: Г.И. Воронина (главный конструктор), В.Н. Филиппова, А.А. Зайцев, И.В. Костева, В.В. Куркина, М.В. Николаева, И.В. Орлова

М.В. Сарри, архитектор, руководитель Мастерской № 6 ОАО «ЛенНИИпроект»:
Впервые на нынешнюю территорию «Приморского квартала» ступил в далёком 1977 году в составе многочисленной делегации сотрудников Ленпроекта. По приглашению администрации Ждановской овощебазы, располагавшейся тогда на месте «Приморского квартала», мы помогали сортировать урожай в рамках ежесезонной шефской помощи. Я, недавний выпускник ЛИСИ, был бесконечно горд фактом персонального приглашения на работу в знаменитую «шестёрку» и с энтузиазмом занимался своим первым профессиональным заданием, поэтому недельную командировку на овощебазу воспринимал как приостановку творческого рабочего процесса. Стояла типичная октябрьская погода, было холодно и сыро, большие ожидания возлагались на обеденный перерыв. Надо ли пояснять, какое поручение старших коллег получил вчерашний выпускник? И мог ли я тогда, прокладывая маршрут до ближайшего гастронома, представить, что по прошествии 30 лет возглавлю авторский коллектив проектировщиков крупного жилого квартала на месте такой родной овощебазы? Тем не менее в начале 2008 года такая работа началась. Полагаю, что при выборе заказчиком генпроектировщика учитывались такие наши качества, как надёжность, профессионализм и комплексность проектирования, причём последний фактор, как мне кажется, и оказался в итоге решающим конкурентным преимуществом. Планы у заказчика были амбициозными, сроки – предельно сжатыми – всё как мы любим. Работали мы с энтузиазмом – варианты сменяли один другой. В процесс оказался вовлечённым даже тогдашний главный архитектор города Александр Павлович Викторов. В то время он принимал активное участие в «колобашечном» этапе проектирования и помог нам с окончательным выбором варианта. В августе 2008 года состоялся градсовет, на котором была утверждена планировочная структура квартала и отмечено высокое качество разработки проекта – событие не такое уж частое и от этого вдвойне приятное.
В основу композиционного построения квартала была положена идея максимального раскрытия его элементов на юг и в сторону заповедного участка вокруг обелиска на месте дуэли А.С. Пушкина. Эффект раскрытия достигался выбранной схемой застройки, при которой корпуса расходятся от планировочного центра квартала (школы) концентрическими полукружиями с «центробежным» повышением этажности, образуя некое подобие кратера (или амфитеатра).
Забавный эпизод произошёл в пространстве «альма матер», когда я представлял проект квартала на традиционном архитектурном сезоне в СПбГАСУ. В зале оказался приглашённый организаторами мероприятия главный архитектор итальянской Сиены. Моё выступление прервал его возглас: «Пьяцца дель Кампо!» Понятно, что объёмно-пространственное решение квартала вызвало у него некие ассоциации со всемирно известной главной площадью Сиены, имеющей ярко выраженную амфитеатровую структуру. По окончании моего выступления он подошёл ко мне и довольно долго и по-итальянски эмоционально выражал своё одобрение увиденному. До сих пор он пристально следит за ходом строительства квартала и присылает мне доброжелательные комментарии (см. ниже рецензию Раффаэле Гамбасси). Так что можно констатировать, что проект в некотором смысле получил европейское признание.
Строительство квартала началось в ноябре 2017 года. Солидный временной интервал между градсоветом и началом строительства заполнили административно-хозяйственные процедуры, экспертиза высотных характеристик квартала, разработка, экспертиза и утверждение проекта планировки территории, ну и собственно проектирование, экспертиза и получение разрешения на строительство конкретных корпусов. На сегодняшний день практически готова первая очередь, состоящая из четырёх жилых корпусов и одного (из шести) многоэтажного паркинга. Я доволен результатом. В лице компании «Мегалит» я нашёл заказчика, к сотрудничеству с которым давно стремился. Генеральному директору Александру Николаевичу Бреге удалось создать сплочённый коллектив единомышленников, «заточенный», как сейчас говорят, на конечный результат. Пресловутый team spirit позволяет им выступать единым фронтом, внутри которого тем не менее чувствуется жёсткая субординация. Они знают, чего хотят и как этого добиться. Мне это импонирует. У них нет (или почти нет) снобизма и зацикленности на собственной убеждённости. Они готовы к диалогу и принимают обоснованные аргументы. Они готовы понести дополнительные затраты ради неочевидной, так называемой эстетической пользы там, где другие застройщики жёстко экономят. И главное – мне интересно решать непростые задачи, поэтому я готов к дальнейшему сотрудничеству с компанией «Мегалит».

Н.И. Явейн, руководитель АМ «Студия 44»: Проект «Приморского квартала» примечателен тщательно выверенным балансом приватности и открытости. В объёмно-пространственном решении нет ничего формального или случайного, практически каждый его элемент реагирует на внешние импульсы и ограничения. Дом-стена, окаймляющий квартал с севера, может показаться на первый взгляд слишком длинным, но такая конфигурация обусловлена его шумозащитной ролью: он надёжно экранирует внутриквартальное пространство от пересечения двух магистралей с интенсивным движением – проспекта Испытателей и Богатырского проспекта. Компенсацией за такую «общественную нагрузку» становится панорамный вид на Удельный парк из окон множества квартир. Юго-западный фронт квартала, напротив, прозрачен. Внутриквартальная зелень «перетекает» через интервалы между тремя круглыми башнями в сквер у места дуэли Пушкина. Отмечу ещё, что по своему масштабу эти три доминанты рассчитаны на взгляд из автомобиля, проносящегося на большой скорости по путепроводу. Они будут внятно маркировать новый квартал в городской панораме.
Полукружия зданий внутри квартала образуют своего рода двойную циркумференцию, которая придаёт торжественное звучание пространству общественного центра. Возможно, было бы достаточно и одной дуги, застройка и так переуплотнена... Но все мы прекрасно понимаем, что не архитектор задаёт количество квадратных метров, он лишь старается ответить на вызов площадной программы с максимальным профессионализмом. И таких вызовов в проекте было немало. Например – интеграция в новую застройку храма Святителя Николая Чудотворца. На фоне многоэтажных громад церковка выглядит игрушечной, но автор проекта сумел сделать так, чтобы она не потерялась в толпе высокорослых соседей, обустроив храм в центре квадратной площади. Пластичные формы – круглые, полукруглые, уступчатые – контрастно противопоставлены строчной застройке соседних кварталов пятиэтажек. В этой пластике узнаётся индивидуальный почерк архитектора Михаила Сарри, фирменный стиль его мастерской. Можно по-разному относиться к такому архитектурному языку, но в этом проекте он помог избежать излишней детерминированности ортогональных схем и придал кварталу «необщее выражение лица».

С.В. Гайкович, руководитель АМ «Студия-17»:
«Приморский квартал» Михаила Сарри заманивает покупателя жилья своим романтическим названием. Не обнаружив поблизости моря, покупатель, однако, не уходит, очарованный комплексом иных, вполне земных качеств. По известной притче, говоря о «Приморском квартале», следует отметить, что, «во-первых, это красиво!» Серия концентрических пространств приятно удивляет своей неоднозначностью и разнообразием уникальных перспектив. Вспомогательные схемы общей планировочной структуры в маркетинговом буклете напоминают высокотехнологичное электронное устройство со сложной и полезной функцией. Разнообразный силуэт застройки снимает потенциальную напряжённость высокой плотности квартала. Во-вторых, это удобно и полезно: центрально расположенная школа обнимает своим телом стадион, укрывая физкультурников от ветра. А выстроившиеся вдоль железной дороги в шеренгу гаражи выполняют шумозащитную функцию. В-третьих – это прочно! Нет, не расчётная прочность имеется в виду. Активное использование настоящего полноразмерного кирпича создаёт истинную солидность и монументальность жилой среды. Отдельно следует сказать о цилиндрических домах, являющихся визитной карточкой квартала. Для меня эти три башни, каждая из которых напоминает внешне Пизанскую, по своей внутренней планировочной структуре являются символом победы творческого замысла над стандартной логикой большинства маркетологов, считающих, что клиент купит только рациональное прямоугольное пространство. Ничуть не бывало: башни пользуются активным покупательским спросом.
О.С. Романов, президент Санкт-Петербургского союза архитекторов:
Проезжая по Богатырскому проспекту, как, впрочем, и по соседним улицам – Коломяжскому проспекту и улице Матроса Железняка, невольно обращаешь внимание на застройку пространства треугольного очертания, ограниченного этими магистралями. На фоне уже стандартных комплексов-новостроек, состоящих, как правило, из разноцветных «коробок», этот квартал уже сразу подкупает своей неординарной мегапластикой. Изучая более углублённо композицию, формообразование, пространственные задумки авторов, отделку и т. д., можно смело утверждать, что этот квартал украсил новую застройку Санкт-Петербурга и в какой-то степени реабилитировал современных зодчих, работающих в новых районах нашего города, перед его жителями. Несколько слов о градостроительном аспекте. Помимо решения обычных регламентируемых задач, стоящих перед архитекторами, таких как инсоляция, освещённость, озеленение, парковки, благоустройство и т. д., в этом проекте авторам удалось создать запоминающийся образ благодаря радиальной геометрии, закруглённым формам, сочетанию фона и доминант, обращённости к солнцу. Кроме этого, неожиданно возникает ассоциация с лабиринтом. Наука в сфере биофизики уже доказала, что существующие искусственно созданные исторические лабиринты – это энергетический феномен. Следуя этому тезису, можно считать, что предлагаемая градостроительная схема должна стать своеобразной энергетической подпиткой для живущих в этом квартале. Если вернуться к архитектурной оценке, то следует отметить оригинальное, концептуально взвешенное решение фасадов в диапазоне от больших плоскостей жилых зданий до отдельно стоящих круглых башен. Это неслучайно, ибо М.В. Сарри в своём творчестве уже стал своеобразным «гуру» в удачном решении протяжённых домов и виртуозном умении создавать фасадную пластику на цветовых объёмных сочетаниях кирпичной кладки и керамической отделки. Следует ещё отметить, что в прорисовке геометрии жилой застройки присутствует «дух» Петербурга. Достаточно вспомнить его площади, скверы и курдонёры полукруглых очертаний. Такая твёрдая авторская позиция М.В. Сарри подтверждает, вопреки некоторым современным тенденциям, что Архитектура – это Искусство и неотъёмная часть Культуры.

М.А. Мамошин, руководитель Архитектурной мастерской Мамошина:
Архитектура моего коллеги М.В. Сарри отличается узнаваемостью. Мы скоро увидим завершённый ансамбль ЖК «Приморский квартал» в его стиле, основанном на «кирпичности» и лаконизмах в фасадах, которые при этом глубоко ментальны и обращают нас к традициям Петербурга. Данная работа – уникальный пример решения проблемы ансамбля в формате крупной архитектурной формы. Работа основана на двух ипостасях петербургских традиций: классицистический подход, с одной стороны, и подход, основанный на обращении к раннеленинградским процессам, – с другой. М.В. Сарри – непосредственный ученик Л.М. Хидекеля – «хидекелианец». В Петербурге не прекращались попытки увеличения масштаба классики. Но тут некий новый подход. Мы имеем некую мегаэкседру, обращённую на юго-восток, и железную дорогу. Во-первых, эта мегаэкседра послойная, состоит из нескольких элементов и традиционно для петербургской циркульной архитектуры организовывает пространство. Второй аспект классики – круглые дома-башни, которые сделаны в современном формате, но классицистический импульс очевиден (вызывают ассоциации с геометрией колонн).

Р.М. Даянов, руководитель АМ «Литейная часть-91»:
Прежде всего хочется сказать о том, что работы Михаила Сарри всегда узнаваемы – даже в новых районах, на разношёрстном, «вибрирующем» современном фоне. Интересен генплан комплекса. Его хочется разглядывать, мысленно двигаться по этим улицам, наблюдать за изменением форм и искать логику архитекторской мысли. Конечно, для меня, привыкшего к масштабу исторического центра, высота ЖК представляется несколько избыточной, но всё остальное вызывает неподдельное уважение.

В.К. Линов, заслуженный архитектор РФ:
Есть возможность говорить о сложной и при этом ясной композиции, что бывает нечасто. Сложность в том, что композиция состоит из двух десятков элементов, размещённых на обширной территории, при этом почти все эти элементы (корпуса) отличаются по длине и высоте. Ясность композиции – в жёстко заданной общей схеме расположения корпусов по окружностям с единственным центром и чёткой осью симметрии. Жаль, что экономические требования застройщика заставили сделать эту композицию такой высокой. На мой взгляд, при уменьшении масштаба выразительности бы не убавилось, а жители получили бы более сомасштабную человеку среду обитания. Разрывы между корпусами расположены так, что создают глубокие местные перспективы с кулисами по бокам: классический композиционный приём, существующий как в живописи (Клод Лоррен), так и в архитектуре (Палладио).

В.А. Реппо, руководитель Творческой архитектурной мастерской Реппо:
С виадука на Коломяжском проспекте открывается прекрасный вид на три цилиндрические 23-этажные башни. Их лаконичные объёмы доминируют в окружающей застройке. При всей монументальности форм, деталировка фасадов, выполненная из нескольких видов цветного кирпича, придаёт им облик уютного, «тёплого» жилья, не подавляющего своим масштабом окружающее жилое пространство, которое визуально связано с парком на месте дуэли Пушкина. Вторая очередь квартала имеет принципиально другую планировочную структуру, напоминающую в плане амфитеатр и образованную протяжёнными домами дугообразной формы. Формирующееся между двумя изогнутыми фасадными стенами пространство очень необычно и не монотонно, как можно было ожидать. Такой архитектурный приём уникален для квартальной застройки Петербурга. Полностью оценить его можно будет после завершения благоустройства. В этой композиции хочется отметить прямоугольное здание с развитыми ризалитами и яркой, динамичной пластикой фасадов, которое расположено в центре радиуса. Хотя его строительство ещё не закончено, но потенциально это будет один из интереснейших жилых домов, построенных в последнее время. Многоэтажные гаражные комплексы, расположенные вдоль железной дороги, защитят жителей квартала от её влияния. Уже по первой очереди строительства можно предположить, что в квартале будет сформирована качественная и не «унылая» жилая среда.
Раффаэле Гамбасси, архитектор (г. Сиена, Италия):
Le Torri di Sarri (Башни Сарри)
Мне посчастливилось посетить стройплощадку архитектора Михаила Сарри в северном районе Санкт-Петербурга в июне 2019 года. Меня сразу поразил контекст, в котором строились башни: новый район с высокой плотностью жилья. «Башни Сарри» приобрели популярность благодаря своей чрезвычайно ясной архитектуре, легко вписывающейся в массивные крупномасштабные постройки. Простые трёхмерные формы с элегантностью пропорций и геометрией изогнутых фасадов, обогащённые хорошо продуманными цветовыми комбинациями, заявляют Северной столице о качестве. Этим проектом Сарри говорит нам, что можно примирить плотность жилья с архитектурной лёгкостью, создавая дружественные горожанам здания. В итальянской архитектурной культуре стройные и высокие постройки всегда имели символическое значение: это колокольни церквей, средневековые башни знатных семей, знаменитая Пизанская башня. Все они обладают признаками безопасности и представляют культуру места, служат символами самобытности и ориентирами в ландшафте. Я нашёл в проекте «Башен Сарри» тот же символический призыв, тот же знак культуры и безопасности для города: в конце концов, вы можете творить и создавать прекрасное!
Лёгкие и элегантные, «Башни Сарри» поднимаются в небо Санкт-Петербурга подобно балеринам в окружении кордебалета: остальные здания могут лишь восхищаться сказкой и гармонией этой архитектуры. Неслучайно проходящие люди рассматривают башни снизу вверх и оборачиваются на них, потому что это доставляет им удовольствие. Используемые материалы и цвета являются результатом тщательного анализа хроматизмов и специфических отражений, возникающих при изогнутых фасадах, в то время как геометрический ритм с переменной высотой делает фасады комплекса интересными, приятными и не монотонными, как это нередко бывает. В конце статьи следует отменить, что проект «Башен Сарри» является превосходным примером качественной архитектуры, соразмерной человеку, сочетающей в себе гармонию и простоту, лёгкость линейных форм, качество проекта, посылающего своему городу весточку элегантности и стиля.
В заключение приводим комментарий заказчика – генерального директора ЗАО «Мегалит» А.Н. Бреги:
С «Приморским кварталом» мы были первыми. По крайней мере одними из первых, кто в Петербурге начал комплексное освоение территории с созданием единой архитектурной концепции и единой жилой среды. Сегодня такой подход кажется нам естественным, а в 2007 году, когда начиналось развитие «Приморского квартала», мы были одними из немногих, кто рассматривал такую масштабную застройку, как комплекс, который не может состоять из обособленных сооружений и набора типовых высотных домов. Мы хотели сформировать свою среду, или, как теперь модно говорить, «экосистему», город в городе. И с подобной задачей могло справиться проектное бюро, которое имело опыт городского планирования, возможность рассматривать проект с учётом существующей застройки и знания, как успешно интегрировать новое строительство в сложившийся и развитый район.
Летом 2020 года мы ввели в эксплуатацию первую очередь «Приморского квартала», и это прекрасный повод для того, чтобы подвести первые итоги, в том числе и нашего сотрудничества с институтом «ЛенНИИпроект». Нетривиальные задачи требуют нетривиального подхода, и более десяти лет назад нам вместе с Михаилом Сарри пришлось заглянуть в будущее и сформулировать проект, который сегодня отвечает всем реалиям современного рынка. Мы видим это по темпам продаж: в первой очереди свободными из 697 квартир к моменту сдачи осталось чуть больше десятка. Башни «Приморского квартала», которые относятся к первой очереди, ещё на этапе строительства воспринимались как будущий центр притяжения, а после завершения всех работ стали новой архитектурной доминантой района. Но для нас как для девелоперов, помимо эстетической составляющей, у башен была и вполне утилитарная функция. Не просто так мы решили возводить их в рамках первого этапа строительства, хотя изначально они относились к финальному. Это был наш способ доказать рынку, покупателям, городу, что мы реализуем уникальный проект, аналогов которому сегодня нет. «Приморский квартал» стал симбиозом двух подходов: практичного девелоперского и концептуального архитектурного. И это дало удивительный эффект: покупатели поняли, что мы создаём не просто квадратные метры, а именно жилую среду. Здесь, у метро «Пионерская», появится законченная и гармоничная жилая среда, открытая городу, но при этом в достаточной мере камерная и обособленная, чтобы в ней ощущалась своя атмосфера и уют. В конечном счёте и проектировщик, и девелопер в своей работе ориентированы именно на будущих жильцов, и я возьму на себя смелость сказать, что выбранное нами направление оказалось правильным.