Мы в лицах

Ирина Бембель. Дорога четырёх Врат

Дорога четырёх Врат

Текст: Ирина Бембель


 
«Красота и архитектура разделились вначале прошлого века. Красота существует в истории архитектуры, это несомненно.
А теперь важна оригинальность и «прекрасная ложь».
Дариуш Козловский

С 8 по 10 февраля в Кракове прошла конференция «Христианское искусство и архитектура в возрождённых постхристианских городах».
Из трёх дней два были посвящены экскурсиям по современным храмам Кракова и его окрестностей. Помимо этого, некоторые из участников конференции, в том числе и я, проживали в Высшей духовной семинарии конгрегации Воскресенцев – одном из самых значительных памятников польского постмодернизма.

Польша является страной, в которой храмовое строительство никогда не замирало (даже в социалистический период) и которое достаточно динамично развивается в настоящее время. Пик храмостроительства пришёлся на 1970-е – 1980-е годы. Он связан, с одной стороны, с политическими переменами, а с другой – с постановлениями II Ватиканского собора (1962-1965). Напомню, реформа католической мессы радикальным образом повлияла на планировку костёла, поскольку в постсоборной мессе (Novus

Ordo Missae) алтарь должен был располагаться в центре зала, а священник – служить, обращаясь лицом к пастве. И хотя реформа, как и её последствия, до сих пор неоднозначно воспринимаются в католическом мире, она во многом определила дальнейший путь развития западной сакральной архитектуры. Был дан старт поиску обновления архитектурно-планировочного языка костёлов, породив множество ярких, экспериментальных произведений.

Семинария Воскресенцев
Католическая монашеская конгрегация Воскресения Господа нашего Иисуса Христа берёт своё начало в Обществе объединённых братьев, созданном в 1836 году в среде польских эмигрантов. В 1888 г. конгрегация была утверждена Папой Львом VIII, сегодня её деятельность охватывает Польшу и ряд других стран. Комплекс Высшей духовной семинарии конгрегации Воскресенцев в Кракове возник в 1984-1996 годах.

Адрес:
Краков, улица Павлицкего/ Зельна

Архитекторы:
Дариуш Козловский,
Вацлав Стефанский,
Мария Мисышевич

Инвестор:
Конгрегация Воскресенцев

Площадь участка
38 000,0 м²

Полезная площадь
17000,0 м²

Объём
95000,0 м³

Проект:
1984-1992

Строительство:
1985-1996

Комплекс получил название «Дорога четырёх врат», которое символически отражает пути человека к Богу через Посвящение, Знание, Надежду и Веру. Комплекс как будто бы повторяет модель традиционного монастыря, но причудливым образом трансформирует её.

Монастырская стена оказывается колоннадой и неожиданно обрывается с двух сторон. Внутреннее каре повёрнуто относительно главной оси, а его крылья расходятся под произвольными углами. (Позже я узнала от автора, что поворот этот не произвольный и поддержан внешней городской осью от Старого рынка до природного комплекса «Скалки Твардовского»). Главный вход подчёркнут «разрывом» накладной декоративной стены с арочными окнами. Со стороны двора ему отвечают более современного вида «кулисы» разомкнутой стены из симметричных панелей. Крутая клинообразная лестница, замыкающая монастырский двор, просто обрывается наверху (лестница в небо?). Монастырский храм резко смещён с оси вместе с полукруглыми крыльями колоннады (намёк на ватиканскую композицию Бернини), которые в разной степени подвергнуты безжалостной деконструкции.

Ряд приёмов – таких, как «разрывы», смещённые перспективы, недосказанность, игра неоднозначных смыслов, – отсылает к барокко, но эти приёмы пропущены сквозь призму постмодернистского сознания. Если творческий посыл барокко был направлен на усиление эффекта и стимуляцию религиозного чувства с помощью театральной иллюзии, то в данном случае иллюзионизм уступает место гротеску. Уже никто не обманется мнимой подлинностью предлагаемых образов, но тем острее встаёт вопрос о самом предмете рефлексии.

Представляется, что автор не может ответить на него однозначно. Он создаёт образ альтернативного мира, в причудливом лабиринте которого присутствует гипотетический шанс на встречу с Богом.

Надо сказать, что в реальном масштабе пространственные искажения воспринимаются значительно мягче, чем на макете, а то и вовсе не читаются. Например, мною не был замечен поворот основного каре относительно наружной стены. Но когда я хотела сфотографировать фронтальный вид на главный вход, композиция оказывалась несимметричной. Анализировать причины не было времени, и только увидев макет, я поняла, в чём дело.

Более наглядную роль для создания «неевклидова» монастырского пространства приобретают в реальном масштабе традиционные архитектурные элементы – арки, портики, скатные крыши, порталы, башни и т.д., нарисованные с той же степенью свободы, что и общий план.

Метафизическую тему инобытия развивают интерьеры. Внезапные изгибы стен и потолков, отдельно стоящие колонны, неожиданные ущелья межэтажных пространств, странно вторгающиеся в ясный план общего каре – всё настраивает на особый лад и даёт понять, что в духовном измерении действуют совсем иные законы в сравнении с оставшимся за воротами внешним миром.

При этом в архитектуре монастырского комплекса отсутствует то ощущение пародии, которое прочно ассоциируется со «светским» постмодернизмом. Здесь посыл иной: скорее это образ пошатнувшегося мира детской веры, ностальгия по которому тревожит душу.

Весьма красивы продуманные виды из окон: острые ракурсы архитектуры со стороны двора и природные дали (те самые «Скалки Твардовского») – снаружи. Для созерцания этих далей в братских кельях и гостевых комнатах устроены полукруглые остеклённые выступы-экседры, отделённые, как солея, ступенью от основного пространства комнаты. Очевидно, это место для молитвы, созерцания Природы и размышлений о её Творце.

Главный автор проекта Дариуш Козловский (1942 г.р.) так комментирует свою работу:
«Строительство Дороги четырех Врат как идеи, мифа, а может быть – только тайны монастыря, было основано на остаточных образах традиционных представлений о монастыре. […] Архитектурный язык семинарии помнит свой генезис. Но что произойдет, если идея о Дороге четырех Врат канет в лету? При свете дня, в сумерках и в темноте будут стоять ворота, дворы, порталы, храмы, башни... Поэтому архитектура должна создавать вымышленные вещи таким образом, чтобы они выглядели как настоящие».

Комментарий столь же постмодернистский, сколь и архитектура.





ИСТОЧНИКИ

Pawel Penciak. W swiecie fikcji, opery, wspanialego-klamstwa I betonu. Интервью с Дариушем Козловским.
Интернет-источник: http://www.architekturabetonowa.pl/aktualnosci/49/w-swiecie-fikcji-opery-wspanialego-klamstwa-i-betonu (20.02.2019).

Wyższe Seminarium Duchowne Zgromadzenia Księży Zmartwychwstańców.
Интернет-источник://architektura.muratorplus.pl/kolekcja-architektury/wyzsze-seminarium-duchowne-zgromadzenia-ksiezy-zmartwychwstancow_3729.html