Мы в лицах

Никос А. Салингарос. Что видел Кристофер Александер?

17 апреля ушёл из жизни выдающийся архитектор и теоретик Кристофер Александер, автор знаменитой книги «Язык паттернов», а также «Природа порядка» и многих других. Публикуем некролог его друга, коллеги и единомышленника Никоса Салингароса.
Архитектор Кристофер Александер (1936-2022), скончавшийся в прошлом месяце (17 марта — ред.), показал нам, как нам можно посредством архитектуры вновь стать органичной частью планеты. Его проекты и труды предлагают противоядие от стремления нашей цивилизации к самоуничтожению. Центральное место в теории архитектуры Александера занимает убеждённость в том, что человеческий разум инстинктивно стремится создавать сооружения, которые были бы не только утилитарными, но и красивыми. В своих книгах, в том числе в «Природе порядка», он стремился сформулировать метод создания красивой и здоровой окружающей среды. Сегодняшние исследования подтверждают его положения. Роль архитектуры чрезвычайно важна; красивая архитектура исцеляет, а уродливая, даже если она функциональна, может вредить. Защищая традиционную архитектуру и искусство, работы Александра бросили вызов многим современным архитектурным тенденциям. Я чувствовал, что Кристофер был печален в конце своей продуктивной жизни. Он видел дальше, чем кто-либо другой, и то, что он видел, было ужасающим. Он опасался, что утрата человечеством морали и чувств приведёт его к нигилизму. Он предупреждал о безумии потери питающего чувства красоты. Он видел, что многие современные сооружения — от городских комплексов до отдельных зданий, комнат, окон, дверных ручек, мебели — пропагандируют нечеловеческую эстетику. Гигантская глобальная экономика черпает своё богатство из создания мёртвых, бездушных объектов, одновременно уничтожая природные экосистемы. Культура институционализировала уродство.
Александер считал, что архитектура — это не навязывание своего видения природе, а скорее подавление эго с целью обнаружить природные закономерности. Строительство в соответствии с этими закономерностями создаёт здоровую среду или отдельную структуру. В 1977 году Александр и его коллеги опубликовали сборник практических проектных решений под названием «Язык паттернов». Каждое решение («паттерн»), представляет собой универсальную конфигурацию, вместе они создают приятную, свободную от стрессов среду. Примером одного из таких дизайнерских решений является «двусторонняя инсоляция каждой комнаты». Когда комната не пропускает естественный солнечный свет с двух сторон, она кажется унылой и дезориентирующей. Традиционные строители пришли к этим решениям путём проб и ошибок на протяжении веков. Каждый дверной проём, вход, сад, комната, стена и окно, которые кажутся естественно удобными и «жизненными», включают в себя несколько проектных шаблонов.
Александер приписал общее ощущение улучшающей жизнь среды тому, что он назвал «Качеством без названия», или QWAN, представленном в его книге «Вневременной способ строительства» (1979). Позже Александер использовал дескриптор «живая структура» для обозначения того же качества среды, дающего обитателям ощущение эмоциональной подпитки.
Процесс написания «Природы порядка» подтолкнул Александра к духовным поискам. Его изучение физических правил, управляющих тем, как устроена материя, неожиданно открыло для него наличие метафизических законов. Этот обнаруженный в мире порядок пробудил в нём веру в нечто, находящееся за пределами нашего «я». В своём эссе «Создание сада» (First Things 2016) он писал: «В глубине души я всегда смутно осознавал, что наилучший путь создания хорошей архитектуры должен быть как-то связан с Богом, что наиболее ценная архитектура всегда была о Боге, и это было той силой, которая наделяла меня способностью распознавать настоящую вещь». Несколько раз он говорил мне, что бывал озадачен и даже напуган своими выводами, поскольку привык как ученый использовать эмпирические методы наблюдения и полагаться на научные доказательства. Однако Александр не мог игнорировать собственные открытия; с научной точки зрения честным было признать их и попытаться задокументировать как можно тщательнее.
«Природа порядка» — это великая теория о том, как создать здоровую среду. В то же время Александер считал, что объединяющее и исцеляющее воздействие архитектуры выходит далеко за рамки физиологии и непосредственно связано с трансцендентной сферой. Отдельные здания и среда в целом могут обладать духовной силой. Он дал нам инструменты для переключения исторической причинно-следственной связи в построении культуры: от «веры, которая порождает исцеляющую архитектуру», к «исцеляющей архитектуре, которая может помочь возродить угасшую веру». Нам решать, использовать эти инструменты, или игнорировать их.
Источник: https://www.firstthings.com/web-exclusives/2022/04/what-christopher-alexander-saw, перевод Ирины Бембель