Мы в лицах

Никос Салингарос. Ошибка Кристофера Александера. Почему К. Александеру не удалось гуманизировать архитектуру?

Кристофер Александер представил удивительно новый подход к архитектуре. В то же время его модель опирается на тысячелетний опыт, актуализированный для современного строительства. Паттерны Александера содержат многоразовые социально-планировочные комбинации успешных проектных решений. Всякий раз, когда такой богатой паттернами среде удается подключиться к пользователю, люди ощущают QWAN – “Качество без названия”. Восприятие QWAN выявляет уровень адаптации дизайна к человеческим чувствам.
Но остаются серьезные нерешенные проблемы. Чудесный адаптивный механизм, описанный Александром, исчез к тому времени, когда учёный опубликовал свои результаты. Но это было не естественное вымирание, а агрессия: доминирующая архитектурная культура уничтожила генетический материал адаптивной архитектуры, содержащийся в традиционных моделях дизайна. Архитектурно-промышленный комплекс также заставил широкую общественность отвергнуть QWAN как неуместный, ностальгический и глупый. Практики, которые пытаются внедрить инструментарий Александра для адаптивного дизайна, оказываются маргинализированными в архитектурной профессии и избегаются академическими кругами.
Речь идет не о том, чтобы возродить старый метод, который каким-то образом был утерян из-за пренебрежения и меняющейся моды. Паттерны проектирования и QWAN – это новые концепции. Однако самоуверенный архитектурный истеблишмент посчитал эти знания бесполезными и сформировал существующую систему образования, систематически внедряя мысль, что паттерны не могут быть реализованы в рамках нынешней парадигмы. Движение паттернов процветало в контркультуре самостроя (например, фавелы в Южной Америке), но не могло распространиться за пределы этой ограниченной ниши. В то же время в информатике программисты признают ценность паттернов для организации сложности.

Никос Салингарос, теоретик архитектуры, профессор математики Техасского университета г. Сан-Антонио (США).