Мы в лицах

Итоги выставки

С 30 октября по 4 ноября 2018 года в Российском этнографическом музее прошла открытая городская выставка «Архитектурный ресурс Петербурга». Мероприятие состоялось по инициативе Ассоциации архитекторов «Архсоюз Капитель», при поддержке Санкт-Петербургского Союза архитекторов и Всемирного клуба петербуржцев.

Организаторы вложили множество смыслов в название выставки. Оно отразило одну из главных задач проекта – привлечь внимание к тем ресурсам развития Петербурга, которые представляются не вполне явными или не до конца востребованными. Это и исторический градостроительный опыт, в частности, роль церковных доминант в структуре кварталов и улиц, и безответственно расточаемый земельный ресурс новых невских набережных, и заброшенные территории кронштадтских фортов, и сотрясаемый реформами образовательный ресурс, и позабытая тема синтеза искусств, и туманные перспективы компьютерного проектирования…

В соответствии с выбранными темами, выставка, наряду с проектами архитекторов и проектных мастерских, включила в себя несколько небольших тематических экспозиций, а именно:
• Выставку церковной архитектуры
• Выставку скульптуры
• Выставку архитектурной графики
• Выставку детских архитектурных рисунков
• Выставку студенческих архитектурных проектов
• Выставку проектов-победителей смотра-конкурса «Архитектон» последних лет.

Обозначенные темы были обсуждены за круглыми столами, которых было несколько:
• Современные набережные – упущенный ресурс Петербурга?
• Качество проектирования в BIM-технологиях
• Архитектурный потенциал церковного строительства
• Непрерывное архитектурное образование в Санкт-Петербурге. Стратегия развития
• Кронштадт. Форты. Проблемы развития
• Конференция «Новая архитектура Петербурга» (в рамках проекта “MEETING”).
Программу дополнили выступления архитекторов. Наряду с мастер-классами участников выставки Михаила Копкова, Сергея Плотникова, Владимира Цехомского, Сергея Цыцина, Антона Смирнова, Кирилла Яковлева и приглашённого архитектора Антона Надточего (бюро ATRIUM, Москва), прошли тематические лекции московских архитекторов Михаила Белова и Михаила Филиппова (принявшего участие в выставке).

То, что выхватил наш «объектив» (или «субъектив»), не претендует на полноту, но даёт пищу для размышлений и побуждает двигаться дальше по намеченным направлениям.


УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ


Архитектурная мастерская Копкова
Архитектурная мастерская Михаила Филиппова
Архитектурная мастерская Цехомского
Архитектурная мастерская Цыцина
Архстудия
Архитектурная мастерская Шендеровича
АСТАЛЬ
Дмитрий Борунов
Геореконструкция
Головин & Шретер
Горпроект
Ingmar Architects
Ленметрогипротранс
ЛенНИИПроект
Liphart Architects
Плотников и компаньоны
Проектная группа РИЕДЕР
Северная пчела
Тектоника
Творческая архитектурная мастерская Реппо
ЭталонПроект
ЯРРА-Проект

Ресурс для трансформации традиций

Синтез искусств, непрерывное архитектурное образование, потенциал петербургских набережных для градостроительного развития Северной столицы, подземная архитектура – лишь некоторые из ключевых тем открытой выставки «Архитектурный ресурс Петербурга». Выставка, проходившая в Российском этнографическом музее в течение всей минувшей недели, стала площадкой для оживленной дискуссии с участием архитекторов, скульпторов, представителей профильных образовательных заведений и других заинтересованных в архитектурном будущем Петербурга лиц.

Новые акценты

В нынешнем году в привычный для архитектурного сообщества формат экспозиции были внесены существенные изменения. Прежде всего, организаторы уделили внимание ряду новых тем. Например, на выставке можно увидеть реализованные проекты церковного строительства, в котором, к слову, воплощается незаслуженно мало используемый сегодня принцип синтеза искусств: в работе над культовыми сооружениями участвуют и скульпторы, и художники. Представлены на выставке и образцы подземной урбанистики: ее значение усиливается вследствие высокой плотности застройки в центральных районах Петербурга. Здесь можно также увидеть работы – победители смотра-конкурса «Архитектон», проводимого Санкт-Петербургским союзом архитекторов.

В числе участников экспозиции в этнографическом музее заметны новые имена. Поскольку выставка была заявлена как открытая, любой желающий из Санкт-Петербурга либо другого города мог принять в ней участие и сказать свое слово о том, как он понимает архитектуру. И здесь, действительно, представлены работы не только петербуржцев, но и москвичей. Причем, по свидетельству организаторов, «костяк выставки собрался сразу». В контексте привлечения новых участников логично внимание инициаторов экспозиции к непрерывному профессиональному образованию. «Это мероприятие с новым акцентом и новыми темами», - подчеркнул в приветственном слове Олег Романов, президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, одного из организаторов выставки. «Это место намоленное, и этот зал мог бы стать площадкой для полемики всех участников архитектурного и градостроительного процесса», - предложил Иван Уралов, профессор и первый заместитель декана факультета искусств СПбГУ. Причем «застрельщиком» такого обсуждения могла бы стать, по его мнению, ассоциация архитекторов «Архсоюз Капитель», один из организаторов осенней выставки. А объектами экспозиций, по мнению Ивана Уралова, могли бы стать и работы студентов профильных вузов, и яркие, но не реализованные проекты, и архитектурная графика, и арт-дизайн либо дизайн городской среды.

В свою очередь, Валентина Орлова, председатель правления Всемирного клуба петербуржцев, также принявшего участие в подготовке мероприятия, отметила, что сотрудничество общественных организаций и профессионалов – «замечательная примета времени. Она акцентировала внимание на важности непрерывного образования. «Нас очень волнует эта тема. А такие выставки формируют вкус», - сказала Валентина Орлова. Эта идея перекликается со словами Михаила Копкова, председателя ассоциации «Архсоюз Капитель». «Архитектурная традиция должна вдохновлять архитекторов, чтобы архитектура существовала не в отрыве, а была непрерывной», - заявил он, подчеркнув, что в современной жизни архитектура должна занимать место «по достоинству, а не после маркетинга и прочего».

Важность подобных мероприятий, прежде всего, для самих профессионалов, понимающих важность архитектуры в создании полноценной среды, подчеркнул Сергей Цыцин, руководитель «Архитектурной мастерской Цыцина». «Это делается, конечно же, для самих авторов: им, как воздух, нужен диалог, который начинается уже с того, что они смотрят на работы, общаются друг с другом, а также со студентами, горожанами, девелоперами и властями», - прокомментировал Сергей Цыцин. Как он полагает, городские власти недостаточно погружены в проблемы и градостроительства, и архитектуры. «Должно быть большее внимание к профессиональному экспертному мнению. Но и само экспертное мнение не должно быть односторонним. В этом смысле 17 авторов, которые представлены на выставке, - это 17 голосов», - заявил архитектор.

В русле темы синтеза искусств скульптор Дмитрий Каминкер акцентировал внимание на эстетике скульптурных форм, появляющихся в городе. «У нас массовая стилистика городской скульптуры – «работа неизвестного скульптора середины XIX века», - прокомментировал он. «Существует штамп: инструмент скульптора – это резец, зубило и молоток. Но я считаю, что это все-таки головной мозг. И если в скульптуре хоть какие-то следы обработки этим инструментом заметны, это уже большая победа», - заявил Дмитрий Каминкер. А главным девизом скульптора, по его мнению, должен быть «Не навреди»: неудачное, неуместное произведение может испортить облик целой улицы, а то и города.

Время сохранять набережные

Все громче звучат голоса профессионалов в поддержку тезиса о том, что Нева – главное архитектурное, градостроительное сокровище Санкт-Петербурга. Именно Неве, самой полноводной реке Европы, обязан город своими наиболее блистательными видами, получившими известность во всем мире. И если в отношении набережных, застраивавшихся десятилетия (и даже столетия) назад, есть все основания говорить об архитектуре именно самих набережных, то новые набережные превращаются просто в «раму» для размещения зданий, преимущественно жилых. Речь не идет ни о соразмерности, ни о логике (вследствие реализации единой концепции) их застройки, ни о едином фасаде набережных.

«Идея вынести на обсуждение тему набережных как ресурса градостроительного развития Петербурга родилась у меня после того, как я дважды прошла на «Арт-теплоходе» вдоль петербургских набережных, в том числе вверх по Неве, и увидела, чем сменяется сейчас промышленная застройка. Там строится жилье, преимущественно коммерческое, совершенно беспорядочно, без какой бы то ни было градостроительной концепции, без системного подхода и цельного замысла. И учитывая то, что Нева - это главная улица Петербурга, такое отношение вызывает очень горькие чувства», - рассказала Ирина Бемебль, редактор журнала «Капитель».

«Мы испортили виды и перспективы петербургских набережных и водных просторов несоблюдением градостроительных принципов, заложенных ранее. Новые набережные ни во что не складываются. С ними дело обстоит гораздо хуже, чем с новыми кварталами нашего города», - отметил Иван Уралов. «Петербург и начал застраиваться по берегам, а потом развитие оборвалось. Причем в советское время пытались что-то создать: достаточно вспомнить застройку Свердловской набережной. А сейчас никакой концепции развития набережных нет. Созданные предыдущими поколениями набережные Санкт-Петербурга, даже если не рассматривать каждое отдельно здание, - в целом вклад в мировую архитектуру. Мы должны напоминать об этом, говорить об этом и продолжить эту традицию», - прокомментировал, со своей стороны, Михаил Копков.

О ценности Петербурга как единого эстетического объекта напомнил член президиума Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры архитектор Павел Никонов. «Величие Невы – фундамент величие Санкт-Петербурга. Если вы нанесем ущерб величию Невы по причине пренебрежения к элементарным оптическим эффектам, это нанесет ущерб Санкт-Петербургу как единому архитектурному объекту», - заявил он. Решением проблемы многие представители профессионального сообщества видят в придании набережным особого статуса. «Хочется, чтобы мы смогли подготовить документ с таким предложением к властям», - подтвердил Иван Уралов.

«Мне, конечно, представляется, что зона набережных – прибрежные территории – требует особого статуса: это должна быть отдельная зона, для которой должна быть разработана какая-то цельная концепция. Может быть, такая концепция должна стать предметом конкурса. Разумеется, все застраиваемые вдоль Невы территории частные. И на все наши тревоги мы получаем ответ: «Но это же частная собственность». Но в истории есть прецеденты, когда благодаря волевым усилиям государства, власти города находится компромисс», - прокомментировала Ирина Бембель. Иначе, предупреждают архитекторы, набережные станут утраченным ресурсом Петербурга: время тает, а процессы хаотичной застройки продолжаются.

Источник:https://asninfo.ru/articles/1235-resurs-dlya-transformatsii-traditsiy-itogi-vystavki-arkhitekturnyy-resurs-peterburga

АВТОР: Татьяна Крамарева

Координаторы выставки:
Ирина Олеговна Бембель: +7(962)681-23-34
Елена Викторовна Гуляева: 89818778532

Михаил Копков: «Архитектурный ресурс Петербурга нужно осознать и использовать»

С 30 октября по 4 ноября 2018 года в Российском этнографическом музее состоялась открытая городская выставка «Архитектурный ресурс Петербурга», организаторами которой выступили Ассоциация архитекторов «Архсоюз Капитель», Санкт-Петербургский Союз архитекторов и Всемирный клуб петербуржцев. О задачах и особенностях мероприятия рассказал изданию «Строительный еженедельник» председатель «Архсоюза Капитель», генеральный директор компании «ЯРРА Проект» (входит в ГК «РосСтройИнвест») Михаил Копков.

– Михаил Павлович, почему проект получил название «Архитектурный ресурс Петербурга»?

– «Архитектурный ресурс», на наш взгляд, – это очень объемное, многозначное понятие. Оно охватывает сразу несколько аспектов, имеющих огромную важность для работы архитекторов в нашем городе, и поэтому как нельзя лучше отражает многообразие проблем, которые мы хотели бы затронуть. Архитектурный ресурс – это и исторический контекст, который должен питать всех зодчих Северной столицы. Из него мы должны черпать вдохновение, он должен быть фундаментом, базой для нового творчества. Отрыв от исторической традиции порождает появление унылых, безликих зданий. Конечно, мы живем сейчас в новых условиях, пользуемся современными технологиями, но душа города должна сохраняться, должна быть в каждом архитектурном проекте. Причем не важно, петербуржец ли архитектор или приезжий. Величие архитектурного наследия Петербурга как раз и состоит в том, что прибывавшие сюда со всего мира зодчие, работавшие в разное время и в разных стилях, сумели почувствовать и отобразить дух города.

Архитектурный ресурс – это и природные и географические особенности Северной столицы. Обилие рек и каналов, мостов и островов, равнинный характер местности создали неповторимый облик города, ту самую «небесную линию», о которой говорил академик Лихачёв.

Архитектурный ресурс – это и огромный потенциал, имеющийся у городского сообщества профессионалов, работающих сегодня в отрасли. Мы специально сделали выставку открытой, чтобы все желаю¬щие архитекторы города могли принять в ней участие, представить свои проекты, дать свой взгляд на развитие города. В Петербурге сейчас работает множество по-настоящему ярких, интересных зодчих, потенциал которых можно было бы использовать и более активно.

Архитектурный ресурс – это и профессиональная отраслевая школа, это молодое поколение, проходящее сейчас обучение и начинающее работу. У нас много талантливой молодежи со своими оригинальными идеями и задумками. Архитектура – это преемственное искусство, и каждое поколение впитывает и усваивает лучшее, что было сделано прежде, и вносит что-то новое, самобытное.

Архитектурный ресурс – это новые возможности и перспективы, которые открываются перед сообществом проектировщиков в освоении городского пространства. Современность дает новые вызовы, на которые надо достойно ответить. Строительная деятельность опускается глубоко под землю и поднимается на большую высоту. Оценка новых перспектив с архитектурной точки зрения – актуальная задача. Архитектурный ресурс – это и современные технические и технологические возможности, которые предлагает научно-технический прогресс. Освоение и применение новейших технологических решений играют сегодня огромную роль. Без этого российское архитектурное сообщество не будет конкурентно на мировом рынке проектных работ.

Таким образом, «Архитектурный ресурс» – это наиболее точное название для мероприятия, которое стремится охватить и осветить все эти темы.

– Каким образом выставка будет решать столь глобальную задачу?

– Прежде всего, это богатая и разнообразная экспозиция. В выставке приняли свое участие крупные и известные компании. Это архитектурные мастерские Цехомского, Цыцина, Головина и Шретера, Шендеровича, Реппо, ПИ «Геореконструкция», «Геоизол», Ленметрогипротранс, ЛенНИИпроект, «ЭталонПроект», «ЯРРА Проект» и многие другие.

Но это не все. Выставка сопровождалась широкой и разнообразной программой мероприятий. В их числе круглые столы, конференции, открытые лекции ведущих архитекторов, презентации, выступления и многое иное. В мероприятиях выставки принял участие широкий круг архитекторов, практи¬кующих как в Северной столице, так и за ее пределами, представители Администрации Санкт-Петербурга, а также девелоперского сообщества города. По различным актуальным вопросам высказались такие известные в городе зодчие, как Олег Романов, Сергей Цыцин, Рафаэль Даянов, Ингмар Витвицкий, Владимир Линов, а также гости из Москвы: А.Надточий, М.Белов, М.Филипов.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее, какие темы были затронуты в ходе мероприятий выставки.

– Важных и интересных вопросов сегодня множество, охватить все – просто невозможно. Поэтому мы выбрали ряд тем, которые, на наш взгляд, представляют сегодня особую актуальность.

Например, подземное пространство. Работы по его освоению идут давно; думаю, что со временем подземное строительство будет приобретать все больший масштаб и значение как в жизни города, так и для архитекторов. В этой сфере множество вопросов, которые необходимо исследовать, изучать и обсуждать. Мы хотели бы отразить многообразие форм освоения подземного пространства, оценить перспективы Петербурга в этой области.

Другой интересный вопрос, которому был посвящен круглый стол, – архитектурное образование. Оно должно быть непрерывным, буквально начиная со школьной скамьи, затем колледж, вуз, потом обучение непосредственно во время работы. В наш век постоянного обновления технологий каждый профессионал должен непрерывно наращивать объем знаний и умений.

Высокую актуальность имеет сегодня и церковное зодчество. В отличие от других направлений архитектуры, в советское время традиции в этой области были разрушены. Между тем, церковное зодчество очень выразительно и многообразно, в нем наиболее полно присутствует синтез искусств – в архитектуру включаются и скульптура, и живопись. Существует серьезный интерес к современным поискам в этой сфере.

В ходе нашей выставки были затронуты и многие другие аспекты современной архитектурной повестки. Не сомневаюсь, что много нового и интересного узнают и профессионалы отрасли, и вообще все, кто интересуется этой тематикой.

– Что побудило Вас взяться за организацию столь масштабного и разнопланового мероприятия?

– Архитектурное наследие Северной столицы велико и разнообразно, но не хотелось бы, чтобы оно стало просто историей. Это наследие должно быть востребовано, оно призвано служить фундаментом для дальнейшего развития нашего города. Свое видение ситуации я изложил в тезисах, получивших название «Внутренняя программа построения Петербурга». Внутренняя программа построения Санкт-Петербурга – петербургская архитектурная традиция В мире происходят процессы всемирной экономической, политической, культурной, религиозной интеграции и унификации. В тенденциях развития архитектуры современных городов явно просматриваются те же тенденции – к их похожести и сглаживанию черт национального характера, их индивидуальности и самобытности.

Переезжая из одной части земного шара в другую, можно попасть в одну и ту же обстановку, в абсолютно идентичную архитектурную среду. Обеспокоенность этими тенденциями заставляет нас проанализировать то наследие, которое оставили нам предки, с целью использования этих закономерностей в создании новых районов, ансамблей, набережных, зданий.

У нашего города существует внутренняя программа построения, которую можно назвать стилем города. Мы сформировали основные постулаты, которые раскрывают суть этого стиля:
1. Общий градостроительный замысел, исторически обоснованный и построенный на регулярной планировочной структуре, необыкновенно гармонично вошедший в природное окружение рек, каналов, островов. Все вместе они создают градостроительный и архитектурный феномен.
2. Город образует единый необыкновенно цельный архитектурный ансамбль, состоящий из ряда крупных архитектурных комплексов, возникших исторически и неразрывно связанных пространственно-временной спиралью развития города.
3. Единство масштаба и модульности основных членений определяет цельность каждого ансамбля, при этом стилевая характеристика зданий может быть совершенно различной.
4. Индивидуальность города достигается сохранением индивидуальности зодчего и большого разнообразия стилевых характеристик зданий, при этом у каждого зодчего присутствует «чувство локтя» – одно произведение архитектуры является продолжением другого.
5. Набережные реки Невы представляют собой удивительно цельный архитектурный ансамбль, при этом каждое здание, составляющее ансамбль, является произведением архитектуры. Требуется концепция развития новых набережных – как продолжение этого неповторимого ансамбля.
6. Мосты придают городу яркий образ. Они являются главными транспортными и пешеходными артериями города. Разводы мостов в период белых ночей придают городу необыкновенную поэтичность и роман¬тичность.
7. Неповторимый колорит города, неразрывно связанный со сдержанной северной природой. 8. Масштабность города от человека к детали, от здания к комплексу ансамблей.
9. Изысканный сдержанный силуэт города, который исходит из спокойного, плоского рельефа и оживлен высотными силуэтами храмов, куполов, шпилей, создающих ритм и «пульс» города.
10. Неповторимая фоновая застройка улиц, где каждое здание уникально, и в то же время улица образует единое целое, архитектурный ансамбль, и сливается в единый организм, называемый Санкт-Петербургом.
11. Душа города, которая воплощена в комплексе архитектурных ансамблей, созданных многими поколениями петербуржцев и отражающих дух времени, которое соответствует каждому этапу развития города. При этом городу свойственно использовать самое новое, передовое. Будущее за архитектурой, где сохраняется среда регионального и национального колорита и художественной индивидуальности. Мы должны чувствовать время – и наши постройки должны быть современными, с применением самых новейших передовых технологий и материалов. Мы призываем архитекторов бережно относиться к традициям нашего города, сохраняя исторический центр, а при проектировании в новых районах использовать вышеперечисленные принципы, чтобы сохранить неповторимую душу Санкт-Петербурга.

Беседовал Михаил Добрецов

Источник: https://asninfo.ru/interviews/653