Мы в лицах

Памяти учёного

Andrey_Punin
Текст: В.Г. Лисовский, доктор искусствоведения, профессор

22 июня 1932 года, ровно за девять лет до начала Великой Отечественной войны, в семье потомственных петербургских интеллигентов Льва Николаевича и Ольги Николаевны Пуниных родился сын, которого назвали Андреем. Ему суждено было стать большим ученым, талантливым историком зодчества и замечательным педагогом. Объем изученного им исторического материала, ценность сделанных при этом открытий, количество научных публикаций, как и их значимость для современной культуры в целом, – всё это позволяет утверждать, что Андрей Львович Пунин (1932–1920) занял достойное место в ряду таких широко известных и высоко ценимых историков искусства, какими были, например, Игорь Грабарь, Александр Бенуа, Владимир Курбатов или Андрей Иконников.

Выбор юным Андреем Пуниным его будущей профессии, скорее всего, обусловили семейные традиции и творческая атмосфера, царившая в семье. Отец будущего историка был педагогом, мать (урожденная Никольская) зарекомендовала себя неплохим лирическим поэтом, чьи стихотворения близки настроениям «Серебряного века». Дядя Николай Николаевич Пунин, женатый на Анне Ахматовой, стал крупным деятелем культуры рубежа столетий, преподавал в Академии художеств, являлся одним из апологетов искусства авангарда – сначала вполне революционного, а позже громившегося советской критикой. Под ее пресс попал и Н.Н. Пунин: он неоднократно подвергался преследованиям, а уже после войны был осужден на заточение в лагере, где в 1953 году и умер.

Родство с опальным деятелем искусства не позволило Андрею Львовичу сразу после окончания в 1949 году знаменитой Петришуле пойти в высшем образовании по тому пути, перспектива которого тогда наметилась уже ясно. На «семейном совете», как вспоминал об этом сам Андрей Львович, было решено, что поступать ему следует не в Академию художеств (что в сложившейся обстановке было чревато неприятностями), а в «путейский» институт, на кафедру мостов и тоннелей. Так и случилось, причем будущий искусствовед никогда об этом не жалел. Техническая школа позволила укрепить жизненный базис молодого человека, значительно расширила его кругозор, а привитая ею любовь к мостам не только как к сложным инженерным сооружениям, но и как к произведениям «искусства строить», наделенным своеобразной красотой, дала возможность А.Л. Пунину в дальнейшем сформировать совершенно новое направление уже в области искусствознания. Это направление («архитектура мостов») представлено многими публикациями, в числе которых и первая достаточно большая книга Андрея Львовича – изданная «Лениздатом» в 1971 году «Повесть о ленинградских мостах», иллюстрированная фотографиями, сделанными автором с натуры.

Педагогическая работа, к которой Андрей Львович приступил вскоре после получения специальности инженера, приобрела, естественно, технический уклон: в 1957 году молодой специалист стал преподавателем на кафедре инженерных конструкций Лесотехнической академии. Близость к тому же техническому направлению оказалась свойственной и занятиям в аспирантуре ЛИСИ (нынешний СПб ГАСУ). Тема кандидатской диссертации, успешно защищенной в 1966 году, была выбрана Пуниным под несомненным влиянием того времени, когда партийно-правительственные постановления середины 50-х годов по вопросам архитектуры потребовали решительного отказа от предшествующей практики «освоения классических традиций» в пользу «индустриального стиля» крупнопанельного домостроения. Исторической аналогией этого периода вполне мог считаться процесс формирования в начале ХХ века стиля модерн с его рациональной конструктивной основой и набором совершенно новых композиционных приемов, имевших целью эстетически освоить новаторскую строительную технологию. В диссертации А.Л. Пунин проанализировал и обобщил теоретические идеи «рациональной архитектуры», лежавшие в основе многих стилистических находок модерна. Тем самым автору удалось придать историческому исследованию актуальный характер. Эта работа позволила А.Л. Пунину войти в число «первооткрывателей» модерна, раньше считавшегося выражением упадка культуры буржуазного общества и потому казавшегося недостойным внимания советских специалистов.

В ранге сначала аспиранта, а затем кандидата архитектуры и доцента Андрей Львович читал историю русского и зарубежного зодчества на факультете теории и истории искусств Академии художеств, заочное отделение которого немного раньше он закончил, получив квалификацию искусствоведа. Молодой преподаватель неизменно пользовался любовью и уважением учащихся как специалист, всецело преданный своему делу, чуждый рутине, внимательно относящийся к ученикам, постоянно готовый подарить каждому из них интересную тему исследования, даже если она представляла большой интерес и для него самого. Широчайшую известность как превосходный лектор А.Л. Пунин заслужил поначалу на «городском уровне» – регулярно читая публичные лекции по самым разным вопросам истории, теории и текущей практики архитектуры. Большие залы лектория Общества «Знание» на Литейном проспекте не могли вместить всех желающих послушать мэтра и взглянуть его глазами на сокровища зодчества всего мира. А именно этому, наряду с подробным словесным анализом сложных процессов архитектурного формообразования, способствовала демонстрация сопровождавших лекции цветных диапозитивов «собственного производства», основой для которых служили фотографии, мастерски отснятые Пуниным во время его многочисленных путешествий по Советскому Союзу и зарубежным странам.

Разумеется, навыки лектора-просветителя оказались очень полезными и для работы в высшей школе. Преподавание было для Пунина любимым делом, и общение с учениками, возможность одаривать их своими знаниями всегда радовали его. Для этого недостаточно было простой увлеченности. Нужны были еще запасы жизненной энергии и недюжинная работоспособность – качества, которыми Андрей Львович, безусловно, обладал. Для получения полного творческого удовлетворения ему часто словно не хватало уже имевшейся работы, и он постоянно искал возможности для расширения ее горизонтов. Поэтому, видимо, он и не ограничился преподаванием только в Академии художеств, но стал (уже в постсоветское время) еще и педагогом Университета промышленной технологии и дизайна, где работал на кафедре истории искусства, руководимой С.М. Ванькович – его любимой ученицей. Совершив ряд путешествий в Египет, он решил обогатить свою искусствоведческую «палитру» изучением древнего искусства этой страны, чем немало удивил коллег. Самостоятельный подход к этой теме вылился в создание двух посвященных ей книг, выпущенных издательством «Азбука-классика» в 2008 и 2010 годах. Еще одним локальным ответвлением от магистральной линии его исторических изысканий стало для Пунина углубленное изучение архитектуры петровского Петербурга, достаточно полно, казалось бы, исследованной другими учеными. Во многом оригинальные результаты, достигнутые на этом пути, легли в основу книги, изданной в 2014 году.

Логика исторических изысканий неизбежно привела Андрея Львовича к изучению необыкновенно сложного, но и столь же интересного периода преобладания в русской архитектуре ХIХ века так называемого эклектизма, предшествовавшего модерну. Исследования Пунина доказали, что эклектизм (эклектика) – это тоже стиль, достигший в своем развитии определенной цельности несмотря на то, что «материалом» для него служили образцы самых разных стилистических направлений мирового зодчества. Следствием внимательнейшего изучения наследия петербургской эклектики путем обследования существующих памятников, использования архивных и музейных документов, знакомства с разнообразными публикациями стал выпуск в свет издательством «Крига» трех внушительных томов, снабженных богатым справочным аппаратом. Эти книги, третья из которых датирована 2020 годом, стали без преувеличения настольными для каждого уважающего себя историка архитектуры. Они служат почти обязательным основанием для многочисленных исторических экспертиз, заказываемых городским Комитетом по охране памятников (КГИОП) – учреждением, в работе которого в течение многих лет принимал деятельное участие и сам Андрей Львович.

Своей второй ученой степени доктора искусствоведения, открывшей ему возможность получения профессорского звания, А.Л. Пунин был удостоен в 1984 году за диссертацию, посвященную архитектуре мостов, относившихся, как в шутку говорил сам автор, ко «всем временам и народам». В этом колоссальном по объему и глубоком по содержанию труде процесс проектирования и сооружения мостов рассматривался в контексте стилистической эволюции мировой архитектуры от античности до ХХ столетия. Предполагалось сделать диссертацию базой четырехтомного книжного издания, над подготовкой которого к печати автор работал до последних дней жизни. Возможно, продвинуть этот проект дальше удастся Андрею Пунину-младшему – живописцу и дизайнеру, успешно развивающему семейную традицию органической причастности к искусству.

Широта охваченного исследованиями материала никогда не оборачивалась у Андрея Львовича приблизительностью, несовершенством анализа и выводов. Такому же обстоятельному подходу к работе Андрей Львович призывал учившихся у него студентов и аспирантов, совокупное число которых исчисляется сотнями. С 1990 года и вплоть до кончины профессор А.Л. Пунин возглавлял кафедру истории и теории архитектуры петербургской Академии художеств. Высочайший научный авторитет, приобретенный ученым, нашел формальное подтверждение в фактах присвоения ему звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и награждения Анциферовской премией, присужденной за сделанный им общий вклад в петербургское краеведение. И, действительно, следует подчеркнуть: будучи превосходным знатоком архитектурного наследия народов всего мира, Андрей Львович всегда относил к числу своих научных приоритетов историю зодчества Петербурга – города, в котором он родился, учился, совершенствовался как ученый и который безмерно любил, никогда не жалея сил для того, чтобы оградить его памятники от любых посягательств на их красоту. В течение всей жизни (с перерывом только на эвакуацию во время блокады) он жил в Мошковом переулке, выходящем к Неве напротив Петропавловской крепости, – то есть в самом сердце классического города, и это представляется глубоко символичным.

Андрей Львович скончался 21 ноября 2020 года. Местом упокоения профессора стало кладбище Павловска – прекрасного дворцового пригорода Петербурга, с которым тоже были связаны многие счастливые дни жизни и самого ученого, и его семьи.