Мы в лицах

MEETING: Конюшенное ведомство проектирует арт-элита

«СТАРТ Девелопмент» привлек художественную элиту к проектированию арт-пространства Конюшенного ведомства

Разработка функционального назначения Конюшенного ведомства проходит в лучших традициях сопричастного проектирования. Компания «СТАРТ Девелопмент» начала вовлекать целевые группы художников, галеристов, музейных работников и урбанистов к проектированию нового арт-кластера. Эта коллаборация не только позволит галереям памятника соответствовать потребностям творческих индустрий, но и станет мощной точкой притяжения на туристической карте города.

Комплекс зданий, включающий, согласно проекту архитектора Сергея Мишина, не только разрушающееся здание Конюшенного ведомства, но и здание напротив, и Конюшенную площадь, может стать новым знаковым мультифункциональным пространством, которое объединит всех участников «культурной» экономики. Профессиональное обсуждение музейно-выставочной деятельности в галереях памятника состоялось в ходе делового завтрака «Конюшенное ведомство как архипелаг культуры Петербурга», организованного компанией «СТАРТ Девелопмент». В мероприятии приняли участие художники, галеристы и коллекционеры, организаторы фестивалей, а также представители органов исполнительной власти, депутаты и архитекторы.

О важности проекта реставрации Конюшенного ведомства заявил председатель КГА Владимир Григорьев. По его словам, исторический центр города остро нуждается в развитии, ему не хватает общественных зон, а организация здесь арт-пространства в виде художественных галерей или любом другом виде украсит город. «За этим проектом я наблюдаю давно, и мне очень жаль, что его реализация сопряжена с такими трудностями, - заявил чиновник. – Если представленный инвестором проект будет двигаться, я всячески поддержу его как гражданин, ведь «СТАРТ Девелопмент» продемонстрировал тщательное, бережное отношение к наследию, а как чиновник – создам все условия для его скорейшей реализации».

Примечательно, что всем мире сопричастным проектированием при реализации знаковых проектов занимается именно государство: собирает мнения горожан по функционалу, проводит соцопросы, привлекает экспертов к обсуждению проекта. В данном случае всю эту работу взял на себя инвестор.

Выставки и музеи

Петербург нуждается и в альтернативных выставочных площадях в границах исторического центра, в таком пространстве, которое объединило бы всех игроков рынка, считает Елизавета Савина, владелица Savina Gallery. «У нас активным молодым людям попросту негде заниматься какими-либо художественными практиками. Например, мы готовим форум современного искусства на август – и у нас просто нет выставочной площадки. Единственная подходящая, Манеж, расписана до 2021 года. Мы не можем сделать большую консолидированную программу. Мы разбились на множество маленьких галерей, потому что поодиночке легче выживать», - рассуждает галерист.

Ее слова подтверждает сооснователь Arts Square Gallery Кристина Сасонко: «У нас огромное количество произведений искусства 20 века, более 6 тыс. экспонатов, которые мы не можем выставить. У нас более 1000 кв. м. выставочных площадей и все они постоянно задействованы». При этом эксперт призывает подумать, прежде всего, о сохранности памятника, а потом уже делить его на музей, галереи, современное или традиционное искусство. Такой же позиции придерживается и художник Виктор Тихомиров: «Сначала нужно здание отремонтировать, а потом уже заниматься его наполнением, уверяю, желающие освоить эти площади найдутся, развернется борьба. Современное искусство настолько энергичное и напористое, что о нем можно не беспокоиться – оно проникнет туда, куда ему надо, а вот традиционное нужно поддержать».

Иной позиции придерживается художник, арт-критик, историк искусства Дмитрий Пиликин. Он сходу вспомнил множество примеров, когда для музея отстраивают здание, а потом фондохранилище мучается – как это освоить и как там работать. По его словам, результат дает только целевая работа под конкретный музей, под заказчика и индивидуальное проектирование. «Или другая история – Варшавский вокзал. Который тоже реставрировался под музей современного искусства, а стал торговым центром. И таких примеров превращения выставочного пространства в коммерцию довольно много», – рассказал Дмитрий Пиликин.

Творческие мастерские

В том же духе рассуждает основатель Института исследования и развития стрит-арта Альбина Мотор. По ее словам, художников не нужно использовать как декораторов готового пространства, их нужно приглашать на этапе проектирования. «Если мы в силу законодательных и градостроительных ограничений не можем делать в историческом центре современную архитектуру, то давайте хотя бы внутри существующих зданий будем делать актуальный контент, - говорит эксперт. – Кроме того, мы все время говорим о потреблении искусства горожанами и туристами. Но мы совершенно забываем о производстве искусства. О творческих мастерских, креативных лабораториях, образовательных курсах, площадках для репрезентации проектов молодых архитекторов». Музейный триптих

«В части функционального наполнения проекта мы, с одной стороны, должны ответить на глобальный общественный запрос. Выставляться должно то, что актуально. С другой стороны, все может быть проще. У нас есть помещения под аренду. И кто получил право аренды галереи – тот и определяет - что он там будет делать, какой вид искусства выставлять», - объясняет председатель совета директоров УК "СТАРТ Девелопмент" Захар Смушкин.

По его словам, в Петербурге давно созрел спрос на новые направления в искусстве, но площадок для экспонирования новых течений практически нет. Есть потребность в экспозиции частных коллекций, есть огромное количество художников из российских городов, которым негде выставляться.

«И если Эрмитаж с Русским музеем представляют собой такой диптих классической традиции, то с Конюшенным ведомством мы хотим создать триптих, включающий современные направления в искусстве. И тогда этот треугольник превратится в совершенно иное культурное пространство», – говорит Захар Смушкин.

Общественное пространство

Проект реновации Конюшенного ведомства следовало бы доработать в части создания масштабного общественного пространства, которое могло бы стать самостоятельным бизнес-кейсом, обеспечившим окупаемость для инвестора, считает директор Freedom Team Дмитрий Тимуршин. «Сейчас многие креативные бизнесы в области дизайна, моды, архитектуры, IT-стартапы вынуждены уезжать из Петербурга, не выдержав простоя в очереди на аренду подходящих помещений, креативный кластер в комплексе Конюшенного ведомства мог бы оставить этих людей в городе», – уверен Дмитрий Тимуршин.

Конгрессная деятельность

Площади памятника могут быть использованы и для крупных международных форумов, добавляет генеральный директор Конгрессно-выставочного бюро Санкт-Петербурга Андрей Мацарин. «В центре города нет площадки для рассадки полутора тысяч человек для бизнес-форума или киносимпозиума, нам приходится везти гостей в Экспофорум», - подчеркнул глава СПб ГБУ "КВБ".

По итогам делового завтрака инвестор пообещал учесть все предложения участников профессионального сообщества при дальнейшей разработке проекта.


Конюшенное ведомство деловой завтрак (Фото Сергей Немчинов)

Евгения Стрельцова, Директор по связям с общественностью
ООО «Город-спутник «Южный»
+7 921 9974888
pr@startdevelop.com
www.startdevelop.com