Участвую, кажется, второй раз, но в качестве организатора действительно впервые. Концепция конференции не предполагает размашистого «веера» тем, как это иногда делают организаторы с целью заручиться поддержкой как можно большего количества участников. Мне по душе компактные динамичные конференции, на которых можно и подискутировать, и найти общий язык.
Кроме того, это возможность вовлечь представителей Екатеринбурга в обсуждение вопросов устойчивой и традиционной архитектуры. Наша архитектурная школа имеет длительные классицистические традиции, но мало известна в других регионах.
Екатерина Львовна Чугунова, генеральный директор Агентства "Архитектор"
- Вы известны архитектурной аудитории как прекрасный переводчик книг Никоса Салингароса: в 2017 году вышла в вашем переводе его книга «Анти-архитектура и деконструкция. Триумф нигилизма», в 2020 – «Алгоритмы устойчивого проектирования». Почему Вы, специалист в сфере философии дизайна, обратились к его работам?- Если говорить начистоту, то мне хотелось отточить английский, которым тогда начала заниматься благодаря программе интернационализации в Уральском федеральном университете, – именно на чем-то профессионально близком. Когда издатель Федор Еремеев («Кабинетный ученый») рассказал о переписке с Н. Салингаросом, я согласилась. А уж только потом поняла, в какую чудесную историю ввязалась. В том числе благодаря упоминанию уже на первых страницах «Анти-архитектуры и деконструкции» имени Кристофера Александера, которого знала давно и пыталась писать о нем.
Мне интересен человеко-ориентированный и социально-ответственный дизайн – в противовес откровенно коммерциализованному направлению, практикуемому сегодня большинством дизайнерских школ. В идеях Александера и Салингароса я вижу выход из многих тупиков формообразования. И альтернативу аналоговому проектированию, которое преподносится у нас, в особенности в бакалавриате, как единственный (!) метод проектирования. Алгоритмы устойчивого проектирования, определенные Салингаросом, я уже второй год апробирую среди магистрантов дизайнеров и архитекторов УрФУ. Лучше идет у дизайнеров, архитекторы даже злятся иногда – от степени новизны, наверное.
Философия архитектуры возвращает архитектору самоуважение и понимание своего места в мире – не в экономике, не в денежных потоках или тусовках, а в мире. Архитектор – продолжатель дела Бога, и, будучи за пределами любых религий, я все равно повторяю этот тезис.
Философия архитектуры напоминает, что архитектура изоморфна и человеку, и космосу. Она может не только сформулировать мировоззренческие установки, но и дать алгоритмы проектных мыслительных действий. Ведь, вопреки общераспространенному мнению, философия – это очень прикладная вещь, поскольку мысль, не вплетенная в действие, в общем-то, не может называться философией. Наши предки понимали мудрецов как людей, бодрых духом благодаря умению мыслить. Думаю, лучшие архитекторы – всегда философы, в том числе и сегодня.
Именно поэтому «значительное» – мне не очень понятное слово, ведь к жизненной и профессиональной философии каждый человек приходит или не приходит сам. Наверное, если люди начнут говорить об истоках своих идей, о том, что хотят дать другим людям, или том, что есть красота в архитектуре, и можно ли сделать здоровыми и счастливыми средствами архитектуры, – это будет значительно. Но я почти не слышу таких разговоров.
«Природа порядка» – великая книга. Ее вряд ли под силу перевести одному человеку, нужна команда. Пока мне кажется, что лучше выдержки, общая логика, выводы. Чтобы люди действительно дочитали, а не бегло пролистали из-за обилия страниц.
Мы сделали последнюю версию «Языка архитектуры постмодернизма» Чарльза Дженкса. Это 400 страниц плотного текста. Скоро выйдет в «Кабинетном ученом». Мне кажется, это предел для книжки об архитектуре. Возможно, я ошибаюсь.