Мы в лицах

Новые объекты культуры в среде исторического города

Новые объекты культуры в среде исторического города

А.В. Анисимов, доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН, профессор МГСУ, лауреат Государственной премии СССР, обладатель Европейской золотой медали Европейской Научно-промышленной палаты


Включение в существующую застройку новых объектов культуры (театры, музеи и пр.) и расширение существующих давно стало постоянной и фактически неизбежной проблемой современного градостроительства. В нашей стране и за рубежом накопилось большое количество подобных примеров. Имеются дурные образцы прошлых десятилетий. Были неудачные примеры 30-70-х годов. Профессионального осознания ждут результаты реконструкции Большого театра и Третьяковской галереи, новое здание Мариинского театра в Петербурге, вкрапление театра Геликон-оперы в существующую застройку, новые объемы Театра Ла Скала, объекты Френка Гери и многие другие. Эти новые объекты еще не попали в серьезное рассмотрение специалистами с достаточно объективным всесторонним научным анализом. Между тем, существует обилие статей любительского толка с односторонними и недальновидными суждениями.

Даже в профессиональной литературе имеется большой массив фактического материала без серьезного аналитического разбора. Отсутствует классификация приемов решений указанной проблемы. Но в основном, в нашей периодической печати это однобокие критические воззрения о том, как плохо вписываются новые объекты с новой архитектурой в исторически сложившийся контекст города. Глубокое теоретическое рассмотрение этой проблемы, допускающей разнообразные творческие решения, практически отсутствует. Имеется в виду многосторонний учет градостроительных, функциональных, эстетических, технологических, экономических и прочих факторов.

Размещение нового в исторической среде почти всегда требует решения очень сложных композиционных и технических вопросов – гармоничного сочетания нового и старого. Но это вовсе не значит, что такой синтез невозможен. Всегда встает вопрос, что лучше – имитация старых форм или контраст. Требуется серьезное объективное рассмотрение многообразных решений ради сохранения исторической среды, с одной стороны, и ради поддержки интересных творческих решений, с другой.

В свое время новые (для тех лет) театры появились в таких исторических городах, как Владимир, Великий Новгород, Ярославль и других подобных городах. Весьма интересно и появление новых объемов при реконструкции музеев: Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, парижского Лувра, Тейт галереи в Лондоне и многих аналогичных объектов.

Рядом с Золотыми воротами XII века полвека назад был построен на некотором расстоянии от памятника новый театр – в новых, как тогда казалось, формах. В знак уважения к древности города и театральной теме на фасаде были установлены белокаменные скульптуры скоморохов. В знак уважения к классике передняя часть дома была превращена в упрощенный псевдопериптер. И в знак демонстрации современности его портик был накрыт массивным козырьком из медной черепицы. И все бы было неплохо, но заурядный задний фасад портил панораму города зрителю, стоящему за рекой Клязьмой, на подходе к городу. Этот объект никто всерьез не критиковал. Да и не за что. Город получил новый театр, а Золотые ворота, подпорченные еще в прошлые столетия, как драгоценная брошка украшают вновь созданную площадь. Удача без выдающихся находок.

Ответственнейший проект – здание проектировалось для первой столицы Руси с величайшими памятниками национальной архитектуры домонгольского периода. И автор очень серьезно работал над этой проблемой много лет.

Театр находится вдали от великих памятников древнего города. Никогда не наблюдается вместе с ними. Но общая река Волхов выдает близость этого соседства, и с другого берега, прямо от Антониева монастыря, можно прекрасно видеть небывалые формы современного здания, выстраданные его автором. Ему удалось найти любопытный рисунок в деталях, создающий отдаленные ассоциации с принципами построения псковско-новгородской архитектуры. Но впечатление, что произошла ошибка в масштабе. Во-первых, такой большой театр не нужен, как оказалось, этому городу. А во-вторых, навязчивые арочные и просто закругленные формы и по своему размеру и по количеству превышают логичную потребность. Тем не менее, это незаурядное здание вызывает постоянный интерес и у туристов, и у профессионалов. И честно говоря, оно не нарушило какой-либо исторический ансамбль, хотя многие детали выглядят излишне надуманными. Дом существует как-то сам по себе на берегу исторической реки, в окружении собственного благоустройства и собственных малых архитектурных форм (пандусы, переходы, трансформаторная подстанция, арочные «контрфорсы» и т.п. формы).

Это третий вариант подхода к такой же градостроительной проблеме. Для театра удалось найти место совершенно свободное от взаимосвязи с

«Здание Ярославского ТЮЗа занимает по своим масштабам целый квартал. Более того, оно создает новый тип градостроительного пространства, претендуя на право современного центра города. Это одно из редких крупных зданий в его центральной части, реализующее такие принципы современной архитектуры, как: многофункциональность, открытость и масштаб внутренних пространств, простота их решения, и др.

… редко где еще в Ярославле встречаемые площади остекления здания, или резонаторы Гельмгольца, помимо выполнения своей акустической функции влияющие на интерьер большого зала театра и т.п.

… зданию ярославского ТЮЗа, и с точки зрения его создателя, предназначена судьба не просто молодежного театра, а культурного общественного центра". (Семён Расторгуев, Ольга Орлова. Отсюда: http://nmaxu.narod.ru/tuz/tuz.html) 1983. [1].

Я бы отметил, чтодля центрального объекта новой площади внешняя архитектура объекта излишне измельчена, что превращает его в интересный, но не доминирующий объект всего комплекса. А ведь в данном случае никакое соседство не мешало ему быть главным зданием-доминантой этой площади.

Иными стали критерии у архитекторов следующего поколения.

Построенное к 2001 году для режиссера Васильева и сценографа-архитектора Попова на месте кинотеатра «Уран» здание отличается богатыми выдумками внутренней организации. Всюду свободное изменяемое пространство.

Аварийный кинотеатр с соседней постройкой был снесен до основания, что было, безусловно, правильно. Некоторое сомнение вызывает сочетание абсолютно новой удачной архитектуры переулка и интерьеров с воссозданными формами старого дома позапрошлого периода (до кино). По всей видимости, это следы некоторой вынужденной уступки авторов сомнительному требованию воссоздания давно утраченной (не ценной) застройки. Кроме этого, здание не вызывает никаких вопросов. По своему масштабу оно блестяще вписалось в московскую старую застройку сретенского района и обогатило ее новыми интересными формами. Это путь удачного соподчинения новой технологии с бережной застройкой городского привычного места. Планировка здания напоминает город с тремя улицами, вокруг которых залы, кабинеты, артистические, гардеробы, буфеты…[2]. Зрители ходят по этим улицам и попадают в залы с принципиально разным расположением зрительских мест и современной технологией сценического пространства. И происходит это в пределах Бульварного кольца старой Москвы.

Это совершенно иная попытка вписаться в старый организм одного из самых памятных районов исторического центра Москвы, насыщенного объектами культуры и искусства, памятниками архитектуры, ресторанами и кафе. Здание предназначено для постановки оперных спектаклей силами начинающих певцов, торжественных раутов, различных фестивалей, презентаций, конференций и т.д . Здесь заказчиком была поставлена конкретная задача – в формах классической архитектуры создать камерный музыкальный театр с хорошей акустикой. Детали были выдержаны традиционными, но их масштаб и пропорции самого дома не получились характерными для Остоженки и не вполне удачно сочетаются со старыми домами. Дом неестественно вытянулся по вертикали. Не стал он и авангардным, чтоб задать новый тон местной застройке, что до некоторой степени получилось в интерьерах. Симпатичный зал и уютное фойе оказались более удачными, чем внешняя архитектура.[3].

Это безусловно интересное здание существует уже более полувека. О нем уже было слишком много написано, и нет нужды возвращаться к старым спорам. Огромное здание из грубого камня приучило москвичей уважать себя, несмотря на чуждый этому месту масштаб.

Необходимость появления второй сцены возникла в преддверии закрытия основного здания Большого театра на комплексную реконструкцию в начале ХХI века. Впоследствии оно приняло на себя функции филиала Большого театра.

Постановлением Правительства театру в 1983 году были переданы соседние здания в Копьевском переулке и примыкающий к ним дом №4 по Б.Дмитровке, а также дом №3 по Копьевскому пер. для размещения в нем Административно-вспомогательного корпуса.

Здание Новой сцены состоит из новой части, в которой находятся зал, сцена и другие зрительские помещения, а также реконструируемой части – дома №4 по Б.Дмитровке В этом бывшем жилом доме размещены артистические уборные, репетиционные залы и другие подсобные и служебные помещения. Театр имеет два главных входа для зрителей (?) – со стороны Театральной площади напротив задней части (?) бокового фасада Большого театра и с Копьевского пер. Подобное решение говорит о беспринципности авторов по отношению к градостроительной проблеме, стоявшей перед ними. Вдоль Б.Дмитровки расположены служебные входы. Со стороны Театральной площади исторически сложился большой перепад рельефа, за счет которого в цокольный этаж нового здания и под верхним уровнем площади был встроен инженерный корпус. Здесь же, благодаря перепаду рельефа, организован дебаркадер для загрузки декораций и других грузов. А поверх этих сооружений естественным образом возникла камерная аванплощадь нового зала с гранитной лестницей и террасой с фонтаном – сложное путаное пространство. Вход в театр по традиции отмечен ордерным четырехколонным портиком. Основной поток зрителей, идущих с Театральной площади и от метро «Охотный ряд», перерезан загрузкой декораций и потоком служебных машин, едущих к инженерному корпусу. По нашему мнению, ошибка заключена в неправильной ориентации демонстрационной части здания. Вместо того, чтобы новый дом поставить параллельно Большому театру с такой же ориентацией вестибюля – фойе-зала-сцены, авторы перевернули его на 180 градусов, чем создали неудобства для реализации технологических и функциональных связей. «Нарочито скромный фасад, видимо, обусловлен заданной подчиненности нового здания главному объему самого Большого театра. Повышенная высота сценической коробки обращена в сторону сцены соседнего Молодежного театра, что усугубило этот объем хорошо видный с Театральной площади, удалило главный вход от неё и создало неудобства для последующего соединения (подземного) новой сцены со старой. Логичнее и технологически правильнее было располагать зал и сцену нового сооружения в том же порядке, как в старом, что позволило бы упростить функциональные связи между ними. Неправильно сориентированное здание – грубая ошибка генерального плана». [4]. Из-за ограниченности участка пришлось построить зал всего на 1000 мест с ограниченной сценой, фактически без карманов и арьерсцены, но с хорошим набором подсобных и складских помещений, с трехъярусным подземным складом декораций, рассчитанным на современное контейнерное хранение. Зал поднят на второй этаж, под ним размещен вестибюль с гардеробом, а под сценой трюм. В оформлении интерьеров архитекторы пошли по пути стилизации исторических образцов ярусных театров и широкого использования элементов классической архитектуры с неизбежным акцентом современного качества работ. Разностильные детали обработки стен, полов и потолков отличаются многотемьем мелких деталей и бездушной их прорисовки при общем богатом решении выбора материалов и осветительных приборов. Полы изобилуют естественным полированным камнем с разнообразными рисунками. Зрители верхних ярусов могут пользоваться лифтом, что очень хорошо.

Авторы, по всей видимости, правильно избрали путь создания традиционного ярусного зала, созвучного главному театру. Его оформление имеет спокойный зеленовато-голубой колорит, хорошо сочетающийся с рисунком занавеса. По традиции в центре бельэтажа размещено подобие царской ложи, при этом, на месте традиционных боковых литерных лож над оркестром сделаны глухие стены, что нарушает классический строй всего зала.

Здание имеет современное технологическое и инженерное оборудование для хранения и перемещения декораций, постановочного освещения и звукоэффеков. Планшет сцены оснащен системой подъемных площадок, которые формируют его рельеф. Установлен подъемно-опускной пол оркестра, позволяющий опустить или поднять оркестр до уровня авансцены для проведения симфонических концертов. Хорошо оборудованный склад декораций позволяет использовать контейнерное хранение декораций.

Сцена по своим размерам приближается к ранее существовавшей сцене Большого театра. После её открытия стало возможным начать большую комплексную реконструкцию главного здания, что и было осуществлено в середине 2005 года – в этом и заключалась главная задача.

Особого внимания заслуживают объекты, которые избрав путь нарочито контрастной по отношению к окружению попытались на ином уровне создать интересную гармоничное сочетание с существующим окружением. Среди них выделяются петербургские постройки.

Здание весьма сложной конфигурации, состоящее из трех частей (новая сцена, репетиционный комплекс и медиацентр) виртуозно вписано в сложную конфигурацию дворов между Фонтанкой и площадью Островского в самом центре классического Петербурга. При этом никаких следов заигрывания со старой архитектурой внешний вид здания не имеет. Наоборот, совершенно оригинально, без всяких исторических ассоциаций решены два входа в виде смелых прямых лестниц на микроплощадях, удачно врисованных в общий генплан. И эта безусловно бескомпромиссная новая форма оказалась очень органично включенной в район,г де господствует великий Росси. [5 и 6].

Для создания концертного зала были использованы послепожарные останки декорационного склада-магазина на ул. Писарева (арх. В.Шретер, 1900). Удалось сохранить старый фасад со стороны ул. Писарева и переориентировать главный вход в здание в противоположную сторону с новым фасадом. Комплекс здания продолжает расширяться. Удачно решено и благоустройство перед главным входом с амфитеатром под открытым небом. Справа построена гостиница для гастролеров, слева строится малый зал. По своему масштабу и ориентации осуществленная постройка хорошо соответствует историческому окружению и системе сложившихся улиц.[7]

Более спорный результат случился в Германии, когда известный архитектор Д. Либескинд при реконструкции Военно-исторического музея в Дрездене вызывающе и провакационно проткнул старое здание в духе классической эклектики острым остекленным объемом своей агрессивной архитектуры.[8].

Подобные приемы в более спокойном исполнении стали характерны и для некоторых построек Йо Минга Пея и Френка Гери. Классикой стала грандиозная реконструкция Лувра со стеклянными пирамидами Пея и другие его пристройки к музеям в Вашингтоне и Берлине (Немецкий исторический музей, 2003). Гери увековечил свое имя, создав здания-скульптуры из листового металла на фоне баскского Бильбао и современного Лос-Анжелоса.

Самодостаточная форма этих произведений столь безусловна и ярка, что не стоит вопрос о том, хорошо ли они вписались в окружающую среду. Это просто гигантские скульптуры на фоне существующего окружения, и какие-либо споры тут неуместны.

Авторы проекта своей главной задачей считали сохранение исторически сложившегося ансамбля «Третьяковки» по рисункам В Васнецова(1904) и проекта мастерской А.В.Щусева( 1930-е). При этом оставался масштаб невысокого здания и сохранение цветовых соотношений. Авторы очень осторожно и продуманно отнеслись к этой непростой работе. В центре комплекса – основной дом с васнецовским фасадом и так называемый «щусевский корпус», расширенные велось за счет застройки двух внутренних дворов. В этих зданиях разместилась основная экспозиция. Широко использовались стеклянные фонари, которые изменили силуэты всех зданий. Первым появился корпус с депозитарием. В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый, так называемый Инженерный корпус с конференц-залом, информационно-вычислительным центром, детской студией и выставочными залами, а также помещениями инженерных служб. Оба новых объема (депозитарий и инженерный корпус), несмотря на новую архитектуру в декоративных элементах и цвете, «заигрывали» с привычными старыми зданиями.

В музейный ансамбль был включен храм Святителя Николая в Толмачах. Ныне он восстановлен, освящен и действует в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее. Особую сложность представлял угловой участок на пересечении Лаврушенского переулка и Кадашевской набережной Водоотводного канала. Таким образом, за 150 лет первоначальный объем галереи увеличился многократно. Это была спокойная серьезная работа профессионалов своего дела. Вероятно, не появился поражающий воображение современный дом, но благодаря спокойному решению Лаврушенский переулок приобрел новое качество интерьера внутри города.

Более сомнительные примеры внедрения в старый город отмечены в Тбилиси и Киеве.

В 2012 году завершилось строительство театрально-выставочного комплекса, расположенного в парке Рике в Старом Тбилиси (Грузия). «Здание напоминает перископ, устремивший свой взор на историческую часть города. При этом блестящая футуристическая конструкция совершенно не портит архитектурный ансамбль Старого Тбилиси». [9]

Итальянская архитектурная студия Studio Fuksas шесть лет работала над проектом и строительством здания музыкального театра и выставочного зала. Постройка состоит из двух продолговатых структур, напоминающих расширяющиеся трубы.

В одной из «труб» находится музыкальный театр, а в другой – соответственно помещения выставочного зала. Театр рассчитан на 566 зрительских мест. Помимо этого в комплексе находится кафе, административные и подсобные помещения» [9]. Здание Studio Fuksas в Тбилиси представляет собой две цилиндрические постройки, внутри которых расположился музыкальный театр и выставочный холл, пишет Designboom. Авторы рейтинга отмечают необычный проект центра, напоминая, что комплекс выполнен в виде пересекающихся перископов. На самом деле вся возбуждающая споры композиция возникла в долине реки под крутым берегом, на верху которого стоят здания соцреалистического толка сталинских времен с псевдоклассическими колоннами и куполами. По другую сторону реки, куда обращены застекленные раструбы вестибюлей – старая грузинская столица со своеобразной традиционной застройкой. Видимо, это и возмутило жителей Тбилиси. Ультрановая архитектура сама по себе очень интересна и впечатляюща. Она вплотную не соседствует с существовавшими ранее постройками. Но при рассмотрении с другого берега, видимо, создает впечатление организма, пришедшего из другого чужого мира. Трудно ответить на вопрос – хорошо это или плохо?

«Культурный центр, строительство которого завершилось в 2012 году, до сих пор не функционирует. Смелый эксперимент по внедрению современной архитектуры в исторический центр города, правительству “Грузинской мечты” не понравился. Объект находится на балансе государства, однако ни разу так и не был задействован.» [9].

Влиятельный итальянский интернет-журнал об архитектуре и дизайне Designboom составил рейтинг 10 самых удивительных культурных центров мира в 2016 году. На первую строчку рейтинга эксперты Designboom поместили Тбилисский концертный зал.

Реконструкция театра началась в 1986 году, но из-за сбоев в финансировании работы растянулись на многие годы. Перестройка здания в исторической части Киева не понравилась горожанам.

«Театр на Подоле обсуждают в соцсетях который день. Негодование и даже протесты были вызваны его необычным видом – многим он напомнил крематорий или ларек.

Киевский академический драматический театр на Подоле расположен в историческом центре украинской столицы - на Андреевском спуске, прославленном писателем Михаилом Булгаковым.

На этой улице стоят здания XIX – начала XX века, и черная коробка нового театра, по мнению горожан, нарушает архитектурный ансамбль Андреевского спуска [10].Его сравнивали с крематорием, контейнером, складом, называли монстром и уродом, некоторые требовали снести или собирались взорвать» [10]. «В тоже время, среди молодежи нашлось много защитников нового здания Театра на Подоле. Говорят, что как раз такого модернизма не хватало Подолу, и удивляются, почему киевляне хотят быть продвинутой европейской столицей, но при этом противятся современному искусству. Также говорят, что проект хороший, но место, возможно, выбрано неудачно» [10].

Автор Дроздов говорит, что театр выполнен «современным языком, контекстуально по отношению к истории места»» [10]. Такую попытку автор действительно делал, но при этом, в нижней части постройки нарушил все же характер стены и ее масштаб в деталях…

Однако, судя по фотографиям, результат действительно тревожный. Андреевский спуск в этом месте имел определенный «домашний» колорит среднего достатка. И вот он теперь грубо нарушен. Далее возможно одно из двух: либо принять новый характер застройки, как неизбежное и продолжать разрушение этой улицы, меняя старые ветхие дома на грубую архитектуру новой эпохи, хотя бы фрагментарно. При этом возможно и появится со временем при наличии необходимых средств нечто яркое и неожиданное. Или, второй вариант – бережно отнестись к старой застройке, и, не ломая нового дома, откорректировать его внешнюю архитектуру до приемлемого состояния. Скучно, но не будет никаких скандалов. Провести своего рода гуманизацию внешнего вида обновленного объекта.

Безусловно, этапным в мировой архитектуре стало вторжение новых зданий в исторические города: Опера Бастилии в Париже, опера в Копенгагене и, конечно, Большой Национальный театр в Пекине.

У Парижа всегда были сложные отношения с новыми постройками. Он любил их и ненавидел, требовал снести их и гордился ими одновременно, сочинял про них анекдоты и делал из них эмблему любимого города.

Новое театральное здание появилось в соответствии с программой больших строек Парижа к 200-летию Великой французской революции, по инициативе президента страны Миттерана и его предшественника.

Местом постройки выбрали бывший Бастильский вокзал (gare de Paris-Bastille), служивший городу с 1859 по 14 декабря 1969 года, возле транспортного узла на больших бульварах.

В 1983 г. состоялся открытый конкурс на лучший архитектурный проект оперы. Его выиграл 10 ноября 1984 канадо-уругвайский архитектор Карлос Отт. Новое здание театра было возведено в 1989 году. Фасады здания отличаются крайне необычной архитектурой, непривычной ни для Парижа, ни для театрального здания вообще.

Театр открылся 13 июля 1989 г. – в двухсотую годовщину взятия Бастилии. Но на постоянной основе театр начал работать только с 17 марта 1990 г. Закулисные помещения занимают площадь в девять раз большую, чем сама сцена. Подвижные планшеты сценического пространства сделаны по последнему слову техники и могут свободно перемещаться и опускаться, обеспечивая свободу постановщикам.

Огромное здание имеет несколько залов и репетиционных помещений:
Большой зал на 2 703 места.
Амфитеатр на 450 мест.
Студийный зал на 237 мест.
Зал Гуно для репетиций оркестра.[11].

Строительство здания в непривычных архитектурных формах в районе знаменитых парижских бульваров вызвало массу дискусионных обсуждений. Несмотря на интересные выдумки, особой критике подвергались фасады здания и их отдельные детали. Хотя существующая рядовая застройка , примыкающая непосредственно к зданию, от такого соседства не пострадала. Более того, от появления оперного театра поднялся имидж примыкающего района. А Июльская колонна на фоне стеклянного фасада театра стала выглядеть более выигрышно. Безусловно, следует отметить оригинальное решение входа в зону театра в виде отдельного портала со штанкетным подъемом для афиш и другой информации. Квадратные застекленные «кессоны» фасада, судя по публикациям являются электронными экранами, которые могут показывать действие, происходящее внутри театра.

Национальная опера Копенгагена является частью Королевского театра Дании, и стала одним из новейших и наиболее дорогостоящих оперных театров в мире. Открыт 15 января 2005 года. Его строительство обошлось в более 500 млн. долларов США.

Здание Театра расположено на острове в центре Копенгагена, напротив дворца Амалиенборг и Мраморной церкви. Значительное удаление от старого города и новой застройки, а также водное пространство фактически снимает вопрос об их эстетическом взаимовлиянии. Все видевшие это здание в натуре единодушно признают высокое качество его современной архитектуры и очень удачное размещение в городе.

Общая площадь здания оперы составляет около 41000 м² — 14 этажей, пять из которых находятся под землёй. В театре 2 зала. Зал с Большой сценой (Store Scene) вмещает от 1492 до 1703 зрителей в зависимости от трансформации с расширением размеров оркестровой ямы, в которой могут разместиться до 110 музыкантов. Второй малый зал Таккеллофтет (Takkelloftet) может вмещать до 180 зрителей. В фойе оперного театра расположены кафе и ресторан.

Обращает на себя внимание мощный козырек главного фасада, накрывающий большую площадь для скопления зрителей перед входом и высококачественное благоустройство всего участка. Площадь перед оперой насчитывает 5500 м², вымощена скандинавским гранитом. «Для отделки здания использовался южногерманский кальцит, сицилийский мрамор, белый клен и 24-каратное листовое золото» [13].

Это грандиозное сооружение представляет особый интерес, как по месту своего размещения, так и по сочетанию небывалой для Китая новой архитектуры с традиционными формами исторических построек, а также с постройками послевоенного времени. Стоит за домом Всекитайского Собрания Народных Представителей (人民大会堂 - Женьминь Дахуэйтан - Renmin Dahuitang - Great Hall of the People), который находится на западе от Памятника Народным Героям. Его длина 336 метров, ширина 206 метров, а самая высокая точка здания 46,5 метров.

Строительство Большого национального театра стало частью программы подготовки к Олимпийским играм в Пекине и продолжалось с 2001 по 2007 год. Проектирование было поручено французскому архитектору Полю Андрё, известному своими проектами зданий аэропортов в разных городах мира. Возведение огромного суперсовременного сооружения в историческом центре Пекина, в непосредственной близости от площади Тяньаньмынь и Запретного города, поначалу вызвало много споров и нареканий, однако затем футуристическая «жемчужина» прочно заняла свое место в ряду главных достопримечательностей не только столицы, но и всей страны. Само слово Тяньаньмэнь переводится с китайского как «Ворота небесного спокойствия». Площадь названа в честь первых ворот Запретного города, которые находятся здесь. Рядом один из символов Китая – большое красное здание в традиционном китайском стиле с портретом Мао Цзэдуна на фасаде. «Ворота небесного спокойствия» стоят тут с момента постройки Запретного города в 1420 году. С тех пор они два раза полностью сгорали и отстраивались заново. Последняя версия была построена императорами династии Цин в 1651 году. Путь через ворота ведет вдоль оси «север-юг» Пекина, далее через такие же большие ворота Дуаньмынь – прямо к императорскому дворцу.

На восточной стороне площади Тяньаньмэнь с 1959 г. стоит гигантский музей-дворец открытый в 1961 г. как Музей истории и революции. [12] Весьма смелое в конструктивном отношении здание, вызвавшее жаркие споры, подобно гигантскому овальному пузырю, поднимающемуся из озера. Главный вход в здание проходит под водой. В театре под единой крышей гигантского овального купола находятся концертный, оперный и драматический залы. Недалеко от нового сооружения стоит Мавзолей Мао Цзе Дуна.

Размер театра, подходов к нему и гладь окружающей его воды настолько велики, что несмотря на спорное соседство, не возникает вопрос о неуместности столь авангардной архитектуры рядом со старым городом. Можно предположить, что в дальнейшем эта новая архитектура будет диктовать свои правила будущим архитектурным композициям.

Эти пятнадцать ударов разного свойства и качества пришлись по основам традиционного суперстиля мировой архитектуры, господствовавшей в мире около трех тысяч лет.


Литература:

1. Расторгуев С., Орлова О. Отсюда: http://nmaxu.narod.ru/tuz/tuz.html) 1983. https://synthart.livejournal.com/54711.html (Ярославль.Детский театр. Комплекс)
2. Анисимов, А. В. Театральные здания Москвы. История и архитектура / А. В. Анисимов. – М.: Курс, 2017. C176-178.
3. Анисимов, А. В. Театральные здания Москвы. История и архитектура / А. В. Анисимов. – М.: Курс, 2017. – 181-182 с.
4. Анисимов, А. В. Театральные здания Москвы. История и архитектура / А. В. Анисимов. – М.: Курс, 2017. – 182-184 с.
5. Елизарьева, Н. Новая сцена Александринского театра / Н. Елизарова – Спб. : Tatlin, 2017. – 72 с.
6. Александринский театр (Новая сцена) [Электронный ресурс] / KudaGo Режим доступа: https://kudago.com/spb/place/novaya-scena-aleksandrinskogo-teatra/ https://kudago.com/spb/news/na-kryshe-aleksandrinki-pokazhut-aktualnoe-evro964/ (дата обращения: 05.08.2018).
7. Анисимов, А. В. Концертные залы Валерия Гергиева / А. В. Анисимов // Academia. Архитектура и строительство. – М., 2008, № 4. С. 22-29.
8. Военно-исторический музей (Дрезден) [Электронный ресурс] / Википедия, свободная энциклопедия – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_(%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BD) (дата обращения: 15.08.2018).
9. Современная архитектура в старом городе: футуристический культурный комплекс в Тбилиси [Электронный ресурс] / Архитектура и интерьер // Novate – Режим доступа: Novate https://novate.ru/blogs/090616/36722/ (дата обращения : 10.06.2018).
10. Место не для всех? Скандал вокруг Театра на Подоле [Электронный ресурс] / Корреспондент.net – Режим доступа : https://korrespondent.net/city/kiev/3780747-mesto-ne-dlia-vsekh-skandal-vokruh-teatra-na-podole (дата обращения : 3.05.2018). https://correspondent.net/city/kiev/3780747-mesto-ne-dlia-vsekh-skandal-vokruh-teatra-na-podole
11. Опера Бастилии [Электронный ресурс] / Википедия, свободная энциклопедия – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki\ Опера Бастилия (дата обращения: 15.08.2018).
12. Площадь Тяньаньмэнь – сердце Пекина и главная в Китае [Электронный ресурс] / Желтый Журавль (путеводитель по странам, городам, курортам) – Режим доступа: http://jj-tours.ru/articles/china-pi-tiananmen-square.html (дата обращения: 15.04.2018).
13. Оперный театр Копенгагена [Электронный ресурс] / Википедия, свободная энциклопедия – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B0 (дата обращения : 10.08.2018).


Фотографии предоставлены автором