Мы в лицах

Традиции и новаторство в архитектуре современных театральных зданий

«Традиции и новаторство в архитектуре современных театральных зданий.»

Екатерина Евгеньевна Макарова. Аспирант ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству». УДК 725.8


В последнее десятилетие театральное строительство происходит на фоне изменения идеологии проектирования современных театральных зданий, обусловленной развитием инновационных технологий, где главной целью становится удовлетворение широкого спектра потребностей человека. В этих новых условиях театральные здания становятся не только местом классических постановок, но и многофункциональным центром социокультурного общения, который должен быть открыт городу и вовлекать в свое пространство не только в часы вечерних представлений. Сложность проектирования современных театральных зданий состоит в комплексном решении композиционных и художественных вопросов.

В докладе рассмотрена проблема формирования и развития современного театрального здания на основе традиционного представления о театре, описан процесс внедрения новых функциональных зон в объемно-планировочное решение, предложены к рассмотрению фасадные решения театральных зданий. В качестве примеров выбраны два современных театра в Москве – Электротеатр Станиславский и Гоголь-центр, два театра во Франции – Театральный центр Comédie de Béthune, Театр в Сен-Назере.
Ключевые слова: театр, объемно-планировочное решение, многофункциональность, трансформация, зрительный зал, сцена, фасад.

Перечисленные в статье проекты привлекли внимание, так как являются примером современного приспособления зданий общественного назначения – кинотеатр, вокзал – под театр.

На севере Франции бюро Manuelle Gautrand Architecture обновило и дополнило свой проект театра La Comédie de Béthune через 15 лет после его реализации (рис.1).

Когда власти региона Нор-Па-де-Кале на севере Франции в 1980-е годы основали в небольшом городке Бетюн национальный театральный центр – в рамках общефранцузской программы «децентрализации» театральной жизни и мер по культурному развитию области, началась история театра. Местом реализации проекта театра стал заброшенный кинотеатр «Палас» 1930-х годов, от которого к тому моменту остался только каркас. Согласно замыслу архитектора Мануэля Готрана и его бюро в 1994 году, на первой стадии предполагалось реконструировать основной корпус; на втором этапе планировалось пристроить дополнительный объем со вспомогательными помещениями. Полной реализации проекта на тот момент мешала необходимость сноса здания на примыкающем участке, поэтому в 1999 был реализована лишь первая часть.

В восстановленном здании компактно расположили сцену и технические помещения, зрительный зал и пространства для посетителей. Архитекторы не стали пробовать скрыть массивный объем здания, вместо этого они незначительно скруглили его форму и покрасили бетонные фасады в насыщенный вишневый цвет. Выбор этого оттенка не случаен: это и отсылка к красному бархату традиционного театра и аллюзия на характерный для региона цвет кирпича, который увеличивает контраст застройки с пасмурным небом северной части Франции. Орнамент из черных глазурованных кирпичей, идущий ромбами по всему объему, сбивает привычный масштаб. К масштабу улицы здание возвращает воссозданный фасад кинотеатра «Палас», вписанный в общую композицию, который был снесен в 1990.

10 лет оставалась на бумаге вторая нереализованная часть проекта. В 2009 дом на примыкающем, угловом участке, был снесен: так освободилось место для пристройки театру вспомогательных помещений. На данное расширение провели повторный конкурс, по результатам которого Manuelle Gautrand Architecture вновь стали лауреатами, не упустив возможность окончить и усовершенствовать собственный проект.

Прямоугольный объем пристройки решен просто и функционально. Расположение участка на углу раскрывает театр сразу на две улицы. Входная зона на первом этаже соединяет новую часть с условно-исторической и объединяет все функциональные потоки. Фасад облицован чередующимися черными металлическими панелями матовой и глянцевой текстуры. Диагональные направляющие формируют ромбовидный узор и визуально связывают новый объем с ромбами на вишневом фасаде.

Новый объем выполнен в ином стиле, чем его «старший брат», так как создатели проекта считают, что важно соответствовать духу своего времени. Кроме возведения пристройки, архитекторам получилось внести изменения в реализованную ими ранее часть проекта, адаптировать здание к новым строительным нормам. В частности, маломобильные посетители получили доступ в театр.

Интерьеры театрального комплекса выполнены в соответствии с современными тенденциями, в отделке господствует черно-белая гамма. Ярким элементом являются ряды красных кресел зрительских мест в зале. [1]

Архитекторы мастерской K-architectures вдохнули новую жизнь в район заброшенного вокзала в Сен-Назере в 2012 году (рис.2). В 19 веке именно на этот железнодорожный вокзал города Сен-Назер в устье Луары приезжали из Парижа пассажиры трансатлантических рейсов. Но этот район сильно пострадал от бомбежек во время Второй Мировой войны и постепенно превратился в унылую индустриальную зону.

Новый современный театр стал частью масштабных планов по реконструкции всей этой территории. Архитекторы отреставрировали 2 входных павильона 1860-х годов, соединенных аркадой — единственное, что сохранилось от здания вокзала. В них расположили административные помещения и билетные кассы. Зрительный зал занимает центр театра, вдоль зала расположены холл, помещение для репетиций и гримерная, оформленные деревянными планками каштанового цвета.

С некоторых точек объем театра фактически незаметен. Он не нарушает целостного восприятия исторической архитектуры. В качестве главного материала были выбраны большие блоки почти белого бетона. На часть этих блоков нанесен углубленный цветочный рисунок, скопированный с французских тканей 17 века, который в некоторых местах фасада здания прорезает бетон насквозь, что придает поверхности «кружевной» характер.

Решение фасадной поверхности театра повторено на внутренних стенах зала, вмещающего 900 человек — 550 мест в партере (110 из них устанавливаются дополнительно на месте оркестровой ямы), 350 на балконе. Резные белые стены контрастно сочетаются с красным бархатом, который выбрали архитекторы для зрительских кресел: это дань традициям и попытка добавить статусности интерьеру. Также оформлено фойе – через перфорированные ограждения лестниц из золотистого металла.

Весь проект построен на сочетании противоположностей: грубого бетона и тонкой драгоценной резьбы, рубленных поверхностей и изысканных тканей. В итоге здание театра и его интерьер сами являются настоящей театральной декорацией. [2]
Переходя к отечественным театральным зданиям необходимо сразу отметить, что они не уступают идеям западной архитектуры в области создания современных театров.

В 2014 году в центре Москвы торжественно открыли «Электротеатр Станиславский» (рис.3). Архитектурное бюро Wowhaus провело реконструкцию комплекса зданий для нужд театра, нацеленную на синтез традиции и новаторства.

Поначалу в здании, построенном в 1874 году, располагались выставочные залы и «меблированные комнаты». В настоящее время театр занимает несколько зданий: дом №23 1915 года, позднее достроенный длинным корпусом в глубину двора, соседний дом №25 по Тверской; ему также принадлежит несколько небольших корпусов. Таким образом, разрозненные помещения здания объединены в цельное пространство, соответствующее трендам мирового театра и приспособленное для осуществления самых сложных замыслов.

Главным сюжетом реконструкции стала сцена. Из коробки сцены удалили зрительские места, превратив ее в абсолютно пустое, открытое для разнообразных трансформаций пространство. Сцена не имеет пространства для колосников: сверху находится репетиционный зал и административные помещения, а снизу кафе и фойе. Поэтому все конструкции, необходимые для подвешивания декораций, видео, аудио и прочей техники, разместили в верхней части объема сцены. У сцены множество возможностей с точки зрения современного театра, предполагающего различные нестандартные ходы. Мейерхольд устанавливал свой круг с механизмами в центре сцены, здесь актеры и зрители в центре, а машина вокруг, что расширяет возможности реализации режиссерского замысла. Конечно не все механизмы открыты взгляду зрителя, но прямоугольная решетка тонких черных стоек со светильниками, расположенная перед белыми гипсовыми панелями зигзагообразной формы, создает ощущение разоблаченности и минимальной декорированности зала театра, что во многом противоречит представлению о классическом театре, построенном на маскировке. Единственным же классическим элементом в зале является красный балкон с деревянным поручнем.

В интерьере театра везде взаимодействуют между собой тщательно очищенные элементы старой архитектуры и подчеркнуто аккуратные новые включения. Кессоны с розетками на потолке, балюстрады лестницы, были полностью очищены архитекторами от множества слоев краски и покрыты прозрачным лаком, металлические столбы в фойе первого этажа были раздеты и вместе с заклепками и припаянными кусками металла окрашены в черный цвет. Это позволило увидеть первоначальную фактуру элементов декора, тем самым интерьер стал похожим на музей, античную руину.
Для увеличения возможностей пространства фойе (выставки, мини-постановки) параллельно рядам опор могут двигаться прикрепленные на направляющих к потолку автоматизированные перегородки.

Стоит отметить, что вестибюль первого этажа доступен для всех, не только для зрителей с билетами. В этом пространстве есть возможность зайти в книжный магазин, посидеть в кафе, посмотреть выставку. Вместо классической кассы со стеклянным окошком в театре нового поколения расположен ресепшн.

Что касается функциональных зон, в театре разместились шесть репетиционных залов, собственные цеха по изготовлению декораций и костюмов, административные помещения, складские и технические.

Исторический фасад здания тщательно восстановлен, включая новые, имитирующие исторические, двери. [3]
В глубине внутреннего двора театра на месте реконструированной хозяйственной постройки 1950-х годов архитекторами была запроектирована Малая сцена – небольшое автономное здание, предназначенное для режиссерских и актерских дебютов. В свою очередь двор также служит местом проведения различных мероприятий, благодаря открытому пространству и нескольким ярусам металлических галерей в качестве зрительских мест.

Здание Малой сцены совсем невелико для самостоятельного театрального пространства. Его объем – параллелепипед со сторонами примерно 30 на 10 м по внешнему контуру – а помещается в нем, фактически, автономный мини-театр. Помимо зала на 70-120 зрителей, балкона и двухъярусного фойе с буфетом оно вмещает санузлы, гардероб, артистическую, места для хранения костюмов и декораций, свето- и звукоаппаратные и другие необходимые служебные помещения.

В здании Малой сцены реализованы все те же необходимые современному театру принципы открытости и трансформируемости, что и в главном зале Электротеатра – здесь так же не закреплены зрительские места, нет «коробки» сцены. Правда функциональный каркас для множества вариантов размещения декораций и света спрятан за серыми панелями обшивки стен сцены. Снаружи видны только небольшие отверстия, которые еще работают и как элементы дизайна. Открытый потолок в зале выполнен из деревянных балок и технологических металлических штанкет для подвесов светового оборудования. На идею максимальной трансформации пространства работают не только стены с потолком, но и пол, под которым находится полуметровое пространство для труб.

Интерьер Малой сцены носит нейтральный, но не безликий характер. В нем используется минимальное количество материалов отделки. Основной тон создают, имитирующие бетон, стены зала и фойе. Металлические конструкции потолка в зале, поверхность дверей, зрительские сидения, переплеты витражей, пространство гардероба окрашены в черный цвет. Дерево теплового цвета «медовый дуб», из которого выполнен пол сценической коробки и балки, оттеняет холодное сочетание черного и серого цветов. Главный деревянный элемент пространства - лестница фойе, связывающая два яруса и занимающая больше трети пространства.

По архитектурному замыслу Малая сцена выглядит так, будто ее очистили до базовых элементов. Она не спорит с историческим фасадом, носит подчиненный характер по отношению к более яркой архитектуре главного здания. [4]

История Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя (рис.4) началась с 1925 года — тогда при Центральном комитете профсоюза железнодорожников был организован «отраслевой» театр, который назывался Передвижным театром драмы и комедии. Творческий коллектив выступал перед рабочими железнодорожного транспорта, а также других предприятий Москвы, с разножанровыми сборными спектаклями-концертами. С 1930 года театр железнодорожников находился в ведении Главискусства Наркомпроса РСФСР; в 1931 году был принят в полное ведение ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта, его переименовали в Московский театр транспорта (МОСТТ); в 1939 году стал именоваться Центральным театром транспорта; в 1959 году получил современное название — Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя. В 1943 году театр получил своё постоянное помещение на земельном участке площадью 5391 кв. метр в Басманном районе Центрального административного округа столицы на улице Казакова, 8а. Это здание дореволюционной постройки являлось железнодорожным депо; с 1925 года стало клубои и библиотекой, а с 1930 года — театром. В недавнем прошлом Театр Гоголя назвали одной из самых проблемных московских площадок: его посещаемость в год не превышала 80 тысяч человек, вдвое меньше, чем у других театров такой же вместимости В сентябре 2012 года было объявлены планы нового художественного руководителя театра – Кирилла Серебренникова о реформировании театра и превращении его в «Гоголь-центр». Он обозначил задачу - сделать из непопулярного Театра Гоголя культурный центр нового формата, куда могли бы ходить как местные жители, так и молодые завсегдатаи близлежащих «Армы», «Винзавода» и Artplay. Осенью 2014 года на заседании Градостроительно-земельной комиссии было принято решение о проведении работ по капитальному ремонту на объекте. Дизайн-проект для обновлённого пространства Серебренников поручил театральному художнику и сценографу Вере Мартыновой. «Когда я вошла сюда в сентябре, меня придавили узкие каморки, подвешенные потолки в виде перевернутого зиккурата, тусклое освещение, паркет с выбитыми половицами, прикрытыми стыдливо ковриком. Задача вырисовалась моментально, проекта как такого не было, просто работа с материалами». За четыре месяца реконструкции пространство избавили от гипсокартона, фанерных стен и множества маленьких комнатушек. Благодаря радикальной чистке, зрительная часть Большого зала расширилась примерно в четыре раза, зал стал вмещать 600 человек, у театра появились просторные фойе, репетиционный зал, кафе и книжный магазин. Из-под бутафорских стен показались окна с дневным светом, а стены бывшего трамвайного депо, которое занимает театр, оставили кирпичными — на манер модного лофта. Спектакли, концерты, перформансы и дискуссии могут проходить сразу в трёх пространствах: Большом и Малом залах, а также в фойе, которое вмещает до 300 зрителей. Из Большого зала убрали привинченные намертво, как во всех старых театрах, кресла и расставили стулья, а место бельэтажа заняли деревянные ступени с подушками. От старых кресел отказались ещё и для того, чтобы пространство зала было более мобильным и зрителей можно было рассаживать по-разному в зависимости от события: в одних спектаклях действие происходит непосредственно на сцене, в других — на месте бельэтажа. Малый зал рассчитан не больше чем на 150 зрителей. Как таковой сцены в нём нет, актёры играют на одном уровне со зрителями. Из фойе можно попасть в буфет, но и он меньше всего похож на театральный. На первом этаже фойе также располагается книжный магазин «Гоголь books», который принадлежит самому театру, а не книжной сети. Здесь продают книги по истории искусства, дизайну и фотографии, современную прозу, блокноты и безделушки. Центр открыт с часу дня до поздней ночи, что свидетельствует о новом взгляде на возможности, которые может предлагать театр своему посетителю. Репетиционный зал находится на месте бывшего клуба «Икра», прилегавшего к театру. Как выяснилось, помещение «Икры» всегда принадлежало Театру Гоголя, но много лет сдавалось в аренду. Когда концертный клуб закрылся, пространство несколько лет пустовало. После начала реконструкции свободные помещения взяли в оборот — так у актёров появилась просторная светлая комната для репетиций, о прошлом которой напоминают лишь балконы, служившие вип-зоной, да кусок золотистых обоев в коридоре. Администрация «Гоголь-центра» при этом подчёркивает, что ремонт только начался, за эти месяцы в порядок привели только ту часть театра, которую видят зрители: залы, фойе, гардеробную и туалеты. А гримёркам, комнатам с реквизитом, всем помещениям за сценой ремонт только предстоит. В идеях художественного руководителя заняться территорией вокруг театра. Впервые в истории театра предпринята попытка аккумулировать в одном месте весь имеющийся сегодня театральный видео-архив и сделать его доступным для самого широкого круга пользователей. Благодаря «Гоголь-кино» есть возможность посмотреть премьеры лучших образцов мирового и отечественного кино в непривычном культурном контексте. «Гоголь +» это беседы с актерами, драматургами и режиссерами — авторами спектаклей и просто с теми, без кого сегодня трудно представить культурную жизнь Москвы. «Наша главная концепция — это открытое пространство. «Гоголь-центр — театр для тебя», мы его так называем. Это значит, что сюда могут приходить люди из различных областей, рассказывать о театре, показывать спектакли, концерты. Здесь будут танцевальные фестивали, кино, медиатека, приятное кафе и хороший книжный магазин. Мы хотим, чтобы это было место, где можно провести практически целый день. Скоро Wi-Fi наладим. Тем не менее это в первую очередь театр. У нас много спектаклей, очень плотный репертуар. Люди могут прийти непосредственно на театральное представление, а могут — в наш клуб «Гоголь Плюс», послушать там разговоры, поучаствовать в дискуссиях, мастер-классах или встречах с писателями или остаться на концерт в фойе» - художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников. [5] Таким образом наряду со строительством новых театральных сооружений прослеживается тенденция создания театральных центров в сложных условиях существующих старых зданий, которые необходимо реконструировать и приспосабливать под современные нужды театра и посетителей. Это и будет совместной задачей архитекторов и режиссеров.

Список использованных источников

1. Ковалева Инесса. В два этапа [Электронный ресурс]: Электрон.журн. – URL: http://archi.ru/projects/world/8941/nacionalnyi-teatralnyi-centr-komedi-de-betyun (дата обращения: 05.06.2017)

2. Ткань бетона [Электронный ресурс]: Электрон.журн. – URL: http://archi.ru/projects/world/7869/teatr-v-sen-nazere (дата обращения: 05.06.2017).

3. Тарабарина Юлия. Раскрытие сути [Электронный ресурс]: Электрон.журн. – URL: http://archi.ru/projects/russia/8910/elektroteatr-stanislavskii (дата обращения: 05.06.2017)

4. Мурадова Наталья, Тарабарина Юлия. Пути аскезы [Электронный ресурс]: Электрон.журн. – URL: https://archi.ru/projects/russia/10747/malaya-scena-elektroteatra-stanislavskii (дата обращения: 05.06.2017)

5. Новое место: «Гоголь-центр» [Электронный ресурс]: Электрон.журн. – URL: http://www.the-village.ru/village/weekend/weekend/122483-gogol (дата обращения: 05.06.2017)