Мы в лицах

Современные католические церкви в Латвии

«Современные католические церкви в Латвии»

Силвия Озола, магистр инженерных наук в архитектуре, доцент Рижского технического университета (Рига).


Латвийское сакральное искусство и архитектура являются составной частью истории культуры Европы, где один из самых старых храмов в виде базилики с небольшой башнеобразной надстройкой для колоколов – церковь Сан Хулиано де лос Прадос (830) был построен в Испании, в городе Овьедо. На севере Европы христианскую церковь в 850 году построили в Хедебью, торговом центре викингов, где христианство проповедовал первый Гамбургский епископ (831) бенедиктинский монах Анскар (801–865), создавший образ гамбургского Домского собора, заменилв башнеобразную надстройку для колокола высокой башней

.

Привнесение идей христианства с помощью крестовых походов и миссионеров прервало местные традиции строительства и искусства на территории Латвии, где жившие финно-угорская народность ливы и балтийские племена латгалы, земгалы, селы и курши в XIII веке были обращены в католическую веру, ставшей на этой земле второй самой старой верой после православия. Некрещённых ливов ещё около 1180 года посетил католический священник Мейнард (~1130/1140–1196) из августинского монастыря в Зеберге Бременской метрополии. В посёлке Икшкиле на Даугаве он начал проповедовать христианство, основал Икшкильское епископство (1186–1201), построил собор (1184) и каменную резиденцию (1185). Вместе с введением христианской веры на обжитых балтами землях начали строить первые каменные сакральные здания, первоначально их включали в периметр застройки укреплённого комплекса – монастыря или резиденции немецких монахов-крестоносцев. Приходские церкви были свободно стоящими. Приехавшие из центров западноевропейской культуры мастера привезли уже проверенные профессиональные умения. О том, как они были применены и развиты на этой земле, свидетельствует история церковных зданий и утвари.

В Латгале, восточном крае Латвии, долгое время находившемся в подчинении Польско-Литовского государства, строительство католических храмов шло под влиянием древних традиций – западный фасад церкви подчёркивали башни-близнецы. Так выглядит и Аглонская базилика (строительство 1768 – 1780, освящение 1800), где каждый год 15 августа на общий молебен собираются паломники со всей Латвии, а также Литвы. В наши дни церковные здания пленяют умы и воображение людей: в сакральном пространстве божьего храма человек чувствует себя иначе, не так, как в миру. В течении последних 25 лет в Латвии, главным образом в малых городах, возведены более сорока новых католических церквей – интересных с точки зрения архитектуры, как соблюдающих архитектурные традиции, так и опирающихся на новые веяния. Динамичный характер современных латвийских римско-католических церквей интригует, манит и изумляет предчувствием откровения, позволяет прочувствовать глубину и человеческий характер религиозной мысли.

Благодаря поддержке немецких благотворительных организаций «Bonifatiuswerk», «Kirche in Not» и «Renovabis» и пожертвованиям латвийских и зарубежных общин, архитекторы Николаус Вилкс и Буркхард Гизе, друзья кармельской общины в Эссене, разработали проект церкви и монастыря. 16 июля 2005 года было торжественно заложено oснование церкви и монастыря. Строительные работы провело предприятие «Irbe». И так, в городе Икшкиле появился монастырь Кармела с новой церковью. В комплекс зданий монастыря гармонично включена архитектурная доминанта – башня на западном фасаде церкви. При поддержке самоуправления Саласпилса и Фонда Бонифация (Германия) первые в Латвии была построена масштабная современная Римско-католическая церковь Божьей Матери Марии – королевы Св. Короны в розах. Монументальный главный фасад с вертикально расположенным поясом окон и колокольня из металлических конструкций (Илл. 1) создают согласованный комплекс объёмов изготовленных из разных материалов.

Из Германии в 1996 году был привезен и в церковь установлен орган с трубами (1976). Главный алтарь из дуба и ясеня (Илл. 2), боковые алтари, место для причастия, кресло кардинала, исповедальня, престол и амвон – дар церкви от Рижского ремесленного училища в 2002 году. Люстры изготовлены по эскизам скупьптора Гиртса Бурвиса (Ģirts Burvis). Автор алтарной картины «Дева Мария даёт корону роз Св. Доменику и Св. Катерине Сиенской» – Катрина Тейване (Katrīna Teivāne). Церковь имеет очень хорошую акустику, поэтому здесь проводятся концерты.

Городской совет Огре 6 апреля 1995 года принял решение присвоить земли на углу Речного и Лесного проспектов для строительства церкви и с 16 по 31 августа организовал смотр эскизов 11 архитектурных решений католической церкви. Наиболее высшее признание специалистов и общественности получила идея архитектора Лаймона Шмита (Laimonis Šmits), который спроектировал Римско-католическую церковь Святого Мейнарда в Огре в традиционных, но стилизованных формах – колокольню увенчивает шпиль. В течении четырнадцать месяцев постройкой церкви руководил Ольгертс Тамовичс (Oļģerts Tamovičs). Его Святейшество архиепископ митрополит Янис Пуятс (Jānis Pujats) 19 мая 1995 года провёл святую мессу и освятил фундаменты, где воложил капсулу с посланием для будущих поколений. В храме предусмотрены также дополнительные помещения для проведения мероприятий – над квартирами священников создан конференц-зал, три класса, компьютерный кабинет и склад для хранения музыкальных инструментов. Рижская община Св. Марии Магдалены подарила церкви алтарь из красного дерева, изготовленый в 1901 году по рисункам архитектора Вильгельма Бокслафа (Wilhelm Ludwig Nikolai Bockslaff; 1858–1945) в мастерской Р. Гейзермана (Heiserman). Позолоченные статуи ангелов над алтарем привлекают внимание на проповедь Евангелия. Над главным алтарём и картиной с изображением Иисуса поставлена статуя Святого Мейнарда – творение Гейнриха Сенонера (Heinrich Senoner) из Южного Тироля и подарок церкви от священника Микеля Лиздика (Miķelis Lizdiks) из Германии. Круцификс над алтарем сделан художником Янисом Бардой (Jānis Bārda), а художник Эрикс Пудзенс (Ēriks Pudzēns) является автором главной алтарной картины и картине с изображентем крещения ливов во время миссии епископа Мейнарда – слева от алтаря, и картине посвященой Богоматери – справа от алтаря. Приветствуется также картина «В храме местонахождении ребенка Иисуса» – работа художницы Марии Байбы (Marija Baiba). Храм освящён 24 августа 1997 года, когда святую мессу провёл Его Святейшество архиепископ митрополит Янис Пуятс, который также торжественно освящел электронный орган, доставленый из Германии в 1999 году. Колокол из Германии оснащён электронным оборудованием для работы без звонаря. В просторном церковном саду в 2001 году возведен металлический крест согласно идее архитектора Дайны Aсарите (Daina Asarīte) и каменный алтарь, изготовленный скульптором Янисом Карловом (Jānis Karlovs).

В городе Айзкраукле на берегу реки Даугава построена и 16 января 2006 года освящена католическая церковь Святой Терезы от Младенца Иисуса (Илл. 3).

Впервые за послевоенное время в объёме церкви использовали одну из самых специфических деталей католического храма – две башни, обозначающие конфессиональную принадлежность. 13 мая 2012 года – в День Матери открыли по проекту архитектора скриверчанки Ирены Румпане (Irēna Rumpāne) установленную в церковном саду статую Пресвятой Девы Марии.

В городе Салацгрива на левом берегу реки Салаца, недалеко от перекрестке улиц Валмиеры и Видземе, по проекту архитектора Дайниса Страубергса (Dainis Straubergs) построена католическая церковь Святой Марии Горетти (1997) с замечательной акустикой. Главный вход и западный фасад в целом подчёркивает увенчанная шпилем колокольня. Алтарный крест с образом распятия изготовил скульптор Янис Барда. Стенные мозаики «Мария Горетти» и «Вацлавский мост» – произведения магистра Aкадемии xудожеств Майриты Фолкмане (Mairita Folkmane).

Епископ Антонс Юстс (Antons Justs) 10 октября 1997 года освятил закладной камень католической церкви Святого Духа в Нерете. Построенный по проекту архитектора Айварса Мелдерса (Aivars Melders) на улице Калею храм освящён 8 октября 2000 года. Главный стилизованный объём базилики покрывает срезанная по углам двускатная крыша – характерный традиционный элемент домов на селе и в малых городах. Пирамидальная надстройка подчёркивают главный вход на западном фасаде и придаёт монументальность главному фасаду.

В Добеле, в самом центре города, в сквере за домом культуры построена по проекту архитекторов Яниса Кукши (Jānis Kukša) и Индулиса Карклиньша (Indulis Kārkliņš) и конструктора Айварса Вилманиса (Aivars Vilmanis) католическая церковь Пресвятой Троицы (Илл. 4), выполнена из кирпича, дерева и металлических конструкций (Илл. 5).

Крест над 34-метровой колокольней-шпилем установлен 9 августа 2001 года. Крыша покрыта металлическими листами. Храм спроектирован так, что под одной крышей находятся церковь, плебания и гараж. Входы с торца и из плебании. Строительные работы провела компания «Būvfirma L.B.K.». Храм окружён садом с железной оградой, где установлена скульптура Божьей Матери.

В Риге здание католической церкви Пресвятой Троицы как будто вовсе не имеет горизонтальных линий – вертикали и наклонные плоскости устремлены вверх к небу. Угловая форма церкви в гармонии с архитектуры прилегающей новой застройки. Перед церковью небольшая, открыта к югу площадка. Наклонные плоскости крыши церкви по восходящей спирали вверх одна из новых дополнений силуэта центра жилого района Пурвциемс (Purvciems). Вертикальную доминанту здания – высокую башню венчает золотой металлический крест. Кровельные листы имеют спиральный гофр. Cтены покрыты штукатуркой тоном глины. Церковному плавному внутреннему пространству вверх использован свет сверху. Естественный свет из больших окон треугольной формы в верхней части потолка вперемешку с дисперсной, из широких подоконниках отраженного света освещает центральную площадь потолка, создавая у посетителей чувство полёта и устремлённость ввысь. Это было достигнуто с помощью бесчисленных витков спирали в плоскостях стен и потолка, несвязанных между собой, а также внутреннего подъёма рампы, которая ведет с первого этажа на второй, со второго на третий и в центральный неф церкви. Боковой неф начинается в вестибюле первого этажа и ведёт вверх по наклонной плоскости. Асимметричный алтарь в верхнем конце хода на самой высокой части центрального нефа, который имеет ширину 8 м и максимальную высоту 11,8 м и нефы со стороны шириной 4,6 м. Яркий элемент алтаря – огромная картина маслом; за ними – две ризницы. На балконе над боковым алтарём размещён орган и находится место для хора. В передней части зала начинался наклонная плоскость для выхода на балкон на третьем этаже. В верхней части башни установлены колокола. На втором этаже расположен церковный зал на 312 мест, а на балконах – 82 места. Скамьи в зале расположены в трёх асимметричных полосах. На этаже земного уровня находится вход в церковь и прихожая, зал катехизаторов, квартиры священников, столик книг и зал заседаний общины. Проект строительных конструкций разработан компанией «BKB», а церковный интерьер – бюро «Uģis Šēnbergs, arhitekts». Строительные работы провело предприятие «Irbe» и «Brasla 98». Алтарную картину «Иисус идёт по воде» написал Эрикс Пудзенс.

Здание своеобразной круглой формы служило павильоном Ватикана на проходившей в Ганновере выставке «EXPO 2000». В строительстве здания использовалось деревянные и металлические конструкции. После выставки Ватикан подарил здание Лиепае: используя средства немецких католиков, павильон был разобран, переведен в Лиепаю, вновь построен и благоустроен в соответствии с церковным требованиями. В нём открылась церковь Святого Мейнарда. Интерьер церкви современный, упрощённый: в центральной части здания – круглом молельном зале с деревянным полом и стенами расположен один деревянный алтарный стол, за ним на алтарной стене деревянный круцификс с изображением Иисуса Христа. Позади алтаря пространство ризницы. Оконные конструкции образуют потолок и пространство помещения. По проекту архитекторов Андриса и Айи Кокинсов (Aija Kokina) рядом церковью была поставлена лёгкая 12-метровая колоколенка (мачта), на которой в 2008 году установлен колокол, подаренный римским Папой в 2004 году. Создан контраст вертикальных и горизонтальных форм. Компания «Būvmeistars» под руководством Роберта Якушонока (Roberts Jakušonoks) построила колокольню, названную в честь Папы Иоанна Павла II и освещенную 21 сентября. Церковь окружена садом, окружённым железным забором.

Освящённая в 2009 году католическая церковь Святого Бонифация – самый новый храм в Алуксне. Архитектор А. Крустс (Krusts) придал зданию такую форму, чтобы оно ненавязчиво сливалось с окружающей застройкой. Храм, напоминающий жилой дом, увенчивает небольшая башенка с крестом. Объект доступен для маломобильных людей.

В Гробине построена католическая церковь Святой Бригиты. В конструкции клееные деревянные конструкции и деревянные каркасные стены. Символические архитектурные формы напоминают Ноев ковчег, который спасает каждого человека. Храм символизирует и ладью, подобную тем, на каких в этот край прибыли шведы, принеся с собой христианскую веру. Колокола для своеобразной колокольни изготовлены в Польше на пожертвования католиков Швеции. Чтобы они зазвонили, необходимы три человека. На сакральную функцию указывает высокий деревянный крест перед зданием. В церкви видна работа Эрика Пудзена – картина «Святая Бригита освящает братьев и сестер ордена».

В Айзпуте по проекту архитектора Аусмы Скуйини (Ausma Skujiņa) из кирпича построена католическая церковь Святого Игнатия Лойолы (2002 – 2009). Закладной камень католической церкви был освящен 15 ноября 2002 года. Работы выполняло предприятие «Būve» под руководством Яня Кудиня (Jānis Kudiņš). Внутренние стены оштукатурены, потолок и мебель деревянные. В боковом молитвенном зале находится изображение Пресвятого Иисуса Христа, перенесённое из старого храма.

В Лиепае по проекту архитектора Андриса Кокина (Andris Kokins) в 2003 году началось строительство Доминиканского монастыря и церкви при нём. Интересно, что для религиозного центра реконструировано здание бывшей городской бани. В церковь установлен балкон для хора и органа. Заново построена лишь 36-метровая башня с простым золочёным крестом. Интерьер монастыря и церкви закончен в 2007 году и выдержан в современных акцентах. Особо выделяется алтарная картина во всю стену – цифровая копия одной из картин кафедрального собора в Аглоне.

В Даугавпилсе, в районе Новый Форштадт, по проекту архитектора Альфредса Кокинса (Alfreds Kokins) в 2006 году построена католическая церковь Сердца Иисуса. В городском ландшафте церковь выделяется благодаря шпилю башни и светлой отделке фасада. Храм ассиметричной планировки имеет 32-метровую, увенчанную шпилем колокольню и большой молитвенный зал. Церковь находится рядом с культурно-исторической деревянной застройкой Даугавпилса, потому в ней соединены традиционная архитектура и современные тенденции.

Осенью 1999 года в Салдусе началось строительство церкви Святого Петра и Павла, спроектированной архитектором Айгаром Андерсоном (Aigars Andersons). Католический прелат, епископ лиепайский Арвалдис Андрей Бруманис (Andrejs Ārvaldis Brumanis; 1926–2013) 30 октября 1999 года освятил новый фундамент церкви. Необычная в отношении формы католическая церковь создана на средства, собранные в Латвии и за рубежом. Здание необычной формы имеет цилиндрический центральный объём, к которому прилегает пристройка к главному входу в здание, покрытая односкатной крышей, и высокая призматическая колокольня, образующие сложную ассиметричную композицию. Автор алтаря – художник Сандис Айспурс (Sandis Aispurs).

В посёлке Иецава 27 апреля 2003 года католический епископ Елгавской епархии Антонс Юстс освятил первый камень в фундамент новой католической церкви и осенью того же года, в соответствии с проектом архитектора Александра Паклона (Aleksandrs Paklons), под надблюдением технического надзора Виталия Цирцениса (Vitālijs Circenis) предприятие «Bauskas celtnieks» начала строительство католической церкви Святого Антония под крутой крышей. Над входом в молитвенный зал в размещены помещения для хора, опирающиеся на четырехугольные каменные столбы. Интерьер современный, но аскетичный. В церкви единственный алтарь, как и современный алтарный стол из камня, подарила немецкая католическая благотворительная организация «Bonifatiuswerk». Покрытая пирамидальной крышей 38-метровая колокольня скрывает отлитый в Польше колокол – подарок самоуправления. Главный фасад монументального здания подчёркнут вертикальным поясом застеклённых плоскостей. Вокруг церкви – сад, по его периметру оборудованы места остановок для Крестного хода.

В Резекне церковь Божьей милости на улице Атмодас, заложенная в конце 2012 года и выполненная из красного кирпича, является церковью общины Резекненско-Аглонской диацезы Рижской метрополии и строится на средства, пожертвованные местной общиной и жителями города. Главный вход акцентирует высокая арка и колокольня с пирамидальной башней. В местечке Ругаи церковь Невинного Сердца Пресвятой Невинной Девы Марии также возводится из красного кирпича.

Члены общины Святого Антония много раз просили, чтобы у них в Кенгарагсе (район Риги) построили храм вместо снесённой советской властью в 1969 году церкови на улице Огрес. Вместо потерянной земли, небольшой участок под строительство на Московской улице предложили латыши, проживающие в Канаде. С Божьей помощью и общими силами планируется построить церковь Св. Антония с высокой колокольней для нужд общины.

В наши дни архитектурный облик католическиx храмов создаётся в стилизованных и нетрадиционных формах, со своеобразно оформленными интерьерами. Во многих случаях увенчанные башнями и шпилями здания становятся архитектурными доминантами и привносят в городскую среду новые акценты.