Мы в лицах

Д.С. Хмельницкий. «О концепции «суперстилей» С.О. Хан-Магомедова»

Концепция двух «суперстилей», определивших развитие советской архитектуры в первой половине ХХ века, была изложена Селимом Омаровичем Хан-Магомедовым в программной статье «Сталинский ампир. Проблемы течения, мастера», опубликованной в 2010 г. Под «суперстилями» подразумеваются советская современная архитектура 20-х годов (условно – «конструктивизм») и сменившая ее в 1932 г. сталинская архитектура. С точки зрения Хан-Магомедова оба «суперстиля» художественно равнозначны и прошли аналогичные пути развития.
Если с самим термином «суперстиль» можно согласиться, имея в виду, тотальное распространение в СССР сначала современной архитектуры, а потом сталинской, то утверждение об их художественной равноценности и сходных принципах развития выглядят вполне сомнительно.
Представляется, что концепция Хан-Магомедова вытекает из принципиального и традиционного для советского архитектуроведения отказа от рассмотрения эволюции советской архитектуры в общеисторическом контексте.
Если же учитывать при анализе истории советской архитектуры политическую историю и ее воздействие на архитектуру, то картина выглядит совсем иной. Советская архитектура 20-х годов, остается полноценным художественным явлением, блестящим, и отлично вписывающимся в мировое архитектурное движение, несмотря на трудности существования в условиях советской диктатуры.
В то же время сталинский ампир при ближайшем рассмотрении оказывается в чистом виде порождением художественной цензуры и абсолютной творческой несвободы со всеми вытекающими из этого печальными последствиями.

Д.С. Хмельницкий, архитектор, историк архитектуры, PhD
_____________________________________________________________________________________________________
1. Хан-Магомедов, С.О. Сталинский ампир. Проблемы течения, мастера / Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления. / Сост. и отв. Редактор Ю.Л. Косенкова. М., 210. – 496 с. С.