Мы в лицах

MONUMENTALITÀ & MODERNITÀ-21. Интервью с Т.А. Славиной


Ирина Бембель, искусствовед, редактор журнала «Капитель»:

Татьяна Андреевна, как давно Вы участвуете в конференциях проекта MONUMENTALITÀ & MODERNITÀ?


Я следила за Вашими конференциями с самого начала проекта с большим вниманием. Меня привлек «мейнстрим» проекта («Традиция и контртрадиция»), и поскольку этой темой я занимаюсь много лет, мне захотелось поделиться своими соображениями по этому поводу. В 2019 году приняла участие – прочитала доклад.

Т.А. Славина, доктор архитектуры, академик РААСН


Ирина Бембель, искусствовед, редактор журнала «Капитель»:

- Что привлекает Вас в этом мероприятии, что особенно запомнилось из прошлой конференции?


– Весьма высокий профессионализм участников, как отечественных, так и иноземных. Знакомство, пусть виртуальное, с почитаемыми мною Н.Салингаросом и Т.Ю.Быстровой. Ещё: семейство архитекторов-исследователей Ридеров; Майя Ридер когда-то недолго училась у меня, и было таким счастьем узнать, что давний сердечный контакт не остался в прошлом, и что мы с ними заняты сейчас общим делом – возвращением традиции утраченных прав в профессии.

Т.А. Славина, доктор архитектуры, академик РААСН


Ирина Бембель, искусствовед, редактор журнала «Капитель»:

Насколько актуальной кажется Вам заявленная в этом году тема?


– Ирина Олеговна, ничего лучшего и придумать нельзя. Благодарю Вас. Неожиданное заявление Селима Омаровича Хан-Магомедова о двух суперстилях ещё не оценено, как мне кажется, нашими историками и теоретиками (кто-то из москвичей просто отказался его обсуждать – мол, возраст…). Между тем, в лице Селима Омаровича я никогда не видела ни апологета, ни пропагандиста «авангарда», сердце его было отдано архитектуре родного Дагестана. «Авангард» же его интересовал как исследователя, – подобно энтомологу, столкнувшемуся с незнакомым видом насекомых, он провел исчерпывающую работу фактолога и систематика. Он отдал должное пассионарности этой породы, но о Жолтовском всегда писал с пиететом. Что до наших практикующих архитекторов, то они, подозреваю, об этом «манифесте» Хан-Магомедова просто не знают. Как и вузовские преподаватели. MONUMENTALITÀ & MODERNITÀ сумеет, надеюсь, преодолеть этот заговор молчания.

Т.А. Славина, доктор архитектуры, академик РААСН


Ирина Бембель, искусствовед, редактор журнала «Капитель»:

По сравнению с частными мастерскими у Вас целый проектный институт. Есть ли сходство с советскими проектными институтами в организации рабочего процесса?


– Успехов. Возможно, следует пытаться расширять границы такого симпатичного, но немного замкнутого в своём кругу теоретизирования в сторону архитектурной практики. В прошлой конференции (помимо Майи и Дениса Ридеров) участвовало не так много практикующих архитекторов – Рафаэль Даянов, Сергей Цыцин (с очень важными размышлениями о «Душе города»), Михаил Копков, гости из Польши. Не забыла ли архитектурная философия и об инвесторах, правящих бал, но мало занятых проблемами стилеобразования, и особенно о «потребителях», ради которых, собственно, и существует профессия «архитектор»?

Т.А. Славина, доктор архитектуры, академик РААСН


Ирина Бембель, искусствовед, редактор журнала «Капитель»:

- Спасибо! Мы стремимся к такому подходу, и здесь я не могу не вспомнить Рафаэля Даянова, который совмещал в себе практикующего архитектора, серьёзного историка и неутомимого популяризатора… Его память обязывает нас не оставлять этих объединяющих усилий в нашем тотально разобщённом мире.