Мы в лицах

Школа Михаила Филиппова: продолжение проекта

В августе 2018 года в Санкт-Петербурге состоялась летняя школа Михаила Филиппова. Известный апологет неоклассического направления провёл двухнедельный курс из лекций и практических занятий, завершившийся выставкой выполненных учениками и учителем работ. Тогда же архитектор поделился со мной планами развить свой образовательный проект.

Какой же будет следующая «школа Филиппова» и на кого она рассчитана? Рассказывает Михаил Филиппов.


Ирина Бембель, главный редактор журнала «Капитель»:

В чём особенности Вашего подхода к преподаванию?


Начну с того, что это не «школа Филиппова» в смысле моей авторской архитектуры. Я исповедую старые градостроительные принципы и буду рассказывать, как сегодня можно создать полноценный город, который был бы не хуже исторического.

Эти принципы я сформулировал ещё в 1984 году, когда стал одним из победителей международного концептуального конкурса под названием «Стиль 2001 года». Один из членов жюри, известный архитектор Альдо Росси так отозвался о моей работе: «Город здесь состоит из фрагментов, это мозаика разных исторических стилей, и кажется, что индивидуальность мастера, его создавшего, исчезает. Память акварелей и фантазия перерастают здесь во внеиндивидуальное, всеобщее мироощущение. Конечно, это только фрагменты целого, но они намечают путь развития в сторону гармоничного, гуманистического состояния архитектуры».

В наше время созданная по таким принципам среда остаётся самой живой. Всё, что построено до 1918 года, объявлено памятником градостроительства. Помимо всего прочего, это самая дорогая недвижимость. Это настоящая массовая, народная архитектура во всём мире.

Но и сегодня принципы создания такой среды вполне реальны и жизнеспособны.

И здесь роль образования здесь чрезвычайно важна. Ведь главное отличие старой архитектуры от современной в том, что она имеет свои устойчивые, внятные законы. В этом смысле старая архитектура – это архитектура законная, а современная – беззаконная. Оттого, что никто не знает этих законов, страдает в том числе и реставрация. Страдает градостроительство.

В годы комиссии Бецкого не существовало градостроительного регулирования в современном смысле. Изучался, как ни странно, только ордер. Мы не имеем ни одной дореволюционной русской книги по теории градостроительства. Архитекторы исходили из общей композиционной логики построения ансамбля. Изучали молекулу города в виде классицистического фасада.

Сегодня эти знания практически забыты.

Что сейчас происходит в архитектурных вузах? В отношении ордерной архитектуры собственно ничего не происходит. Едва ли не единственный в мире университет, который даёт диплом классического образования, это американский университет Нотр Дам. Но подходы к обучению там чисто теоретические, никак не связанные с реальной жизнью. В остальных вузах обучение ордеру – и вовсе формальность. По старым таблицам вычерчивают ордера (при этом нередко пользуются компьютером). В Академии художеств М.Б. Атаянц читает на первых курсах факультативный курс лекций по истории ордера. После этого надо вычертить памятник, но студенты чаще выбирают памятник безордерный – там не так видны ошибки. На этом изучение, как правило, заканчивается, и всё быстро забывается. По сути, знание ордера сегодня представляет собой рудимент.

Михаил Филиппов
архитектор, руководитель ООО «Архитектурная мастерская Филиппова»


Ирина Бембель, главный редактор журнала «Капитель»:

Что конкретно Вы предлагаете?


Я предлагаю интернет-курс, включающий консультации в режиме онлайн. Первые 5-6 лекций с домашними заданиями – это принципиальный (апологетический) курс, который могут слушать все. Это могут быть и просто люди, интересующиеся архитектурой, и потенциальные заказчики, и архитекторы, реставраторы, дизайнеры, а также художники-пейзажисты, включая начинающих.

Далее архитекторам будет излагаться теория классических архитектурных форм. Это то, чего не преподают нигде – даже в Академии принца Чарльза. Ордера надо не просто вычерчивать – в них надо разбираться. Я буду говорить об истории архитектурно-градостроительной композиции, и не столько о хронологической цепочке имён и дат, сколько о логике развития градостроительной мысли.

Для архитекторов-практиков предусмотрены консультации в режиме онлайн, в том числе возможно консультирование реальных работ. Важно понять, что строить в духе старой архитектуры и рисовать её – это один и тот же процесс. Не случайно в рисовании существует термин «строить». На этом основан принцип моих рисунков и акварелей: они построены.

После этого планируются поездки для рисования с натуры классических памятников. Рисование и живопись с натуры предполагает усвоение целого ряда жёстких правил и приёмов для тех, кто хочет изображать архитектуру и природу в классических традициях. Хочу подчеркнуть, что в преподавании я основываюсь на собственном практическом опыте – а у меня миллионы реализованных квадратных метров.

Михаил Филиппов
архитектор, руководитель ООО «Архитектурная мастерская Филиппова»


Ирина Бембель, главный редактор журнала «Капитель»:

Когда планируется начало занятий?


Начало обучения намечено на лето 2019 года, более точные даты я озвучу позднее.

Михаил Филиппов
архитектор, руководитель ООО «Архитектурная мастерская Филиппова»