Мы в лицах

А.В. Боков. Три большие архитектурные парадигмы vs два больших стиля. Другая версия событий в ответах на 12 вопросов организаторов конференции


1. Широкий и непредвзятый взгляд на архитектурно-градостроительные процессы новейшего и не новейшего времени обнаруживает три принципиально различных состояния архитектуры и всего рукотворного ландшафта. Эти отличия наиболее ярко отражает инфраструктура городов: допромышленного, традиционного города с лабиринтом пешеходных улиц, существующего в европейской истории с V века; промышленного города регулярных ансамблей и прямых проспектов для экипажей, существующего с XVI столетия; нынешнего, существующего с начала XX века, города скоростных рельсовых и автомобильных магистралей. Каждому из этих состояний соответствует своя организация профессиональной практики: неразделенная строительно-проектная деятельность по месту и по образцам; отделившаяся от строительства, ставшая независимой проектная, архитектурная, практика; сложноорганизованная командная проектно-исследовательская деятельность наших дней.
2. Термины "суперстиль", "ордерная классика" и т.д. релевантны в отношении событий четырехвекового периода имплементации города-ансамбля промышленной эры, эры абсолютизма и империй. В Италии это период от Ренесанса до Барокко, во Франции, позднее перехватившей лидерство, это период от Классицизма до Ампира.
3. Период доминирования в архитектуре ордерной классики, постепенно вытеснявшейся безордерной классикой, историзмом, модерном и ар деко, завершился в начале XX века с приходом новой архитектуры, возникшей на принципиально новых основаниях: на опыте массовой, демократичной, ранее не замечавшейся архитектуры и великих инженерных открытий, на опыте, художественно осмысленном и интерпретированном. Рецидивы ордерной архитектуры, поначалу медленно уступавшей позиции, становятся все более редкими и менее убедительными. Ордер окончательно маргинализируется, подвергается "постмодернистами" насмешкам и издевательству. Сегодня есть все основания выделять доордерную архитектуру образцов и шаблонов, архитектуру ордерных систем и нынешнюю архитектуру методов, а не стилей.
4. Архитектурные концепции и модели относительно независимы от политических и социальных доктрин. До начала 30-х годов тоталитарный СССР предпочитал авангардную архитектуру, а демократичные США строгую классику и пышное ар деко, почти неотличимые от признаков сталинского ампира 30-50-х годов.
5. Авангард лишь по инерции ощущался стилем, по сути это была революция, породившая, выпустившая на волю безстилевую, внестилевую архитектуру, архитектуру не декора, а пространства и формы. Стиль как отражение обязательной, единственной, общей для всех картины мира утратил актуальность. Мир распался на множество миров, которые больше не вернуться в лоно большого стиля и сделают все, чтобы его похоронить.
6. Ар деко – мягкое завершение эпохи торжества стилей, последняя попытка приручить, адаптировать авангард, редуцировать революцию до смены декора.
7. Постмодернизм – условность, не получившая убедительного определения и лишенная внятной позитивной повестки. Это естественная реакция младенца, вышедшего из-под опеки стилей и оглушённого свободой, возможностью трогать и ломать любые игрушки.
8. Консервативные настроения, охранительсво, почвенничество, антипрогрессизм, существуют и будут существовать, набирая и теряя популярность. Парадоксальным следствием охранительства становится "авангардная традиция".
9. Между национальной и региональной архитектурами нет принципиальных генетических различий и противоречий. Это близкие явления, конкурирующие и одновременно связанные с глобальным цивилизационным процессом.
10. Архитектура "живая" – это нечто самостоятельное, давшееся ценой собственных усилий и сопоставимое с глобальным контекстом. Архитектура "мертвая" – заимствованная у успешных и трудолюбивых соседей и предков.
11. Классика будущего – это немногие прошедшие испытание временем открытия настоящего времени, но не неомонументализм или необрутализм.
12. Компьютерное проектирование и искусственный интеллект – инструменты и помощники, заменяющие многих, но не замещающие тех, кто способен принимать решения вопреки программам и алгоритмам, решения, которые определяют культуру и жизнь.

Боков А.В., доктор архитектуры, академик РААСН, вице-президент МААМ.